Новости Раменское

Наталья Нестерина: «Хорошая фотография – это машина времени»


Нестерина Наталья Игоревна
Фотограф, преподаватель, руководитель фотостудии «SLR»
Дата рождения: 21 июля 1980 г.
Образование: Московский государственный открытый педагогический Университет им. М.А. Шолохова
Увлечения: спорт, путешествия

В наше время искусство фотографии доступно каждому. Казалось бы, чего проще - в ближайшем магазине оформляете кредит на полупрофессиональную "зеркалку" и вперед. Благодаря интернету ваши фотографии уже этим вечером смогут увидеть люди по всему миру. Вот только искусство ли это? Ведь то, чем занимаются миллионы и то, что мы называем профессиональной фотосъемкой - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Наверное, вся соль в том, что искусству фотографии нужно учиться, учиться и еще раз учиться.

Сегодня мы беседуем с Натальей Нестериной, руководителем фотостудии SLR. Вот уже пять лет при студии работает фотошкола, в которой занимаются взрослые и дети. Мы побеседовали с Натальей о нюансах ее профессии, о том, как "поймать" хороший кадр и почему желающих стать фотографами с каждым годом становится все больше.

- Наталья, помните тот момент, когда впервые взяли в руки фотоаппарат?

- Это было в далеком детстве – лет, наверное, в семь. Со съемкой меня впервые познакомил отец – у него был знаменитый аппарат «Зенит». Помню, как он часто закрывался в ванной, вкручивал под потолком красную лампочку и над чем-то там долго колдовал. Именно тогда меня навсегда и пленил этот таинственный ореол фотографии. Я очень заинтересовалась не только самим процессом съемки, но и сопутствующими ей ритуалами, например, химической проявкой.

- Освещенная тусклым красным светом ванная, фотографии, висящие на прищепках – такой способ печати сегодня можно увидеть разве что в кино.

- Вы правы, с появлением цифры это уже не актуально. По старинке фотографии проявляют разве что редкие любители-энтузиасты.

- Ваш отец профессионально занимался фотографией?

- Нет, он был любителем, но настолько увлеченным, что ему удалось и меня заразить.

- Помните эпоху «Polaroid»?

- Конечно! Это было такое волшебство, когда из ниоткуда вдруг появлялась фотография! Хотя у тех фотоаппаратов было много своих минусов.

- О фотографии мы еще поговорим более подробно, а пока давайте вернемся к Вашей биографии. Вы живете в Раменском?

- В поселке Дубовая роща, если быть точнее. Я родилась в подмосковном городе Шатура, но практически сразу после моего рождения родители переехали в Раменское. Ходила в школу №22. Это школа с углубленным изучением предметов эстетического цикла.

- Вот как?

- Там много часов отводилось урокам рисования, танцев, этикета. Большое спасибо моим преподавателям, которые с детства помогали концентрировать внимание на прекрасном, учили видеть и понимать красоту. Стоит сказать, что уроки эти продолжались и после того, как я приходила домой. Моя мама, искусствовед по образованию, в не меньшей степени помогала постигать законы красоты, изучать культуру, самосовершенствоваться. В детстве мы всей семьей посещали музеи, художественные выставки, концерты.

- На протяжении учебы в школе Вы не оставляли занятий фотографией?

- Никогда. Фотографией занимались многие друзья. Постоянно находясь в этой творческой среде, я видела как работают люди и автоматически чему-то у них училась. Большую роль в моем становлении сыграл известный раменский фотограф Валерий Королев.

- Вы заканчивали какие-либо специализированные курсы или ограничились тем, чему научились в детстве и юности?

- Я понимала – для того, чтобы в будущем работать как профессионал, мне необходимо учиться. Еще в университетские времена я окончила фотошколу при «ИТАР-ТАСС». Это место славится очень сильным преподавательским составом. Там я нашла большое количество друзей-фотографов, которые сейчас работают во многих регионах нашей страны. И, несмотря на то, что со временем нас «разбросало» по всей России, я со всеми стараюсь поддерживать контакт.

- Где получали высшее образование?

- После школы поступила в Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова на факультет иностранных языков. Честно говоря, я никогда в жизни не планировала работать преподавателем, а училась, в основном, чтобы выучить английский язык.

- Когда Вы решили, что фотография должна стать профессией?

- К сожалению, лишь спустя несколько лет после окончания ВУЗа. В моей жизни был этап, когда я работала в сферах, очень далеких от фотографии. В основном это была нетворческая рутинная работа в крупных компаниях. К счастью, я быстро поняла, что оттуда нужно бежать. Решив взять судьбу в свои руки, я организовала небольшой бизнес в той сфере, которая мне интересна – фотографии.

- Так и была создана фотостудия «SLR»?

- Да. Идея создать студию появилась примерно шесть-семь лет назад. В этом году SLR отмечает пятилетний юбилей.

- Это Ваш первый бизнес?

- Да, и на первых порах нехватка опыта, конечно, ощущалась. Сложнее всего быть одной. Потому что когда бизнес делается совместно с партнерами, ответственность и обязанности распределяются на несколько человек. В моем же случае я все делала в одиночку. Средств на открытие фотостудии особо не было, пришлось брать кредит. Также помогло участие в программе поддержки молодых предпринимателей. Подготовив бизнес-план и сумев доказать его жизнеспособность, я получила небольшой грант.

- Кстати, что обозначает аббревиатура «SLR»?

- Single-Lens Reflex. В переводе с «фотографического» языка это означает зеркальная фотокамера.

- Основная работа студии – это проведение фотосессии, правильно?

- Да. Фотосессии как для частных лиц, так и для организаций. Также мы делаем фото для сайтов.

- Если говорить о частных лицах, кто чаще всего становится клиентами студии?

- Молодые девушки, которые приходят реализоваться, почувствовать себя по-настоящему красивыми. Знаете, снимки, сделанные профессиональным фотографом, отличаются от тех, которые делаются на смартфон перед зеркалом (смеется). Также очень часто мы проводим семейную фотосъемку.

- Некоторые фотографы не очень любят работать с детьми. Их сложно заставить усидеть на одном месте, сложно заставить позировать...

- Главное, найти к ребенку правильный подход. Если это совсем малыши (два-три года), съемка в любом случае превращается в репортаж. Другими словами, фотограф ходит за ребенком и снимает все, что тот делает – ползает, играет и т.д. Это единственный способ «поймать» хороший кадр. Как вы правильно сказали, нельзя заставить двухлетнего ребенка позировать. В противном случае вас ожидают натянутая улыбка, неестественная поза... Такая фотография, даже безупречная технически, будет считаться неудачной. Во время фотосессии детей нужно чем-то заинтересовать – аксессуа-рами, игрой и т.д. Когда ребятам становится интересно, время пролетает незаметно, а фотосессия превращается в праздник – как для моделей, так и для фотографа (смеется).

- Проводятся ли выездные фотосессии?

- Если необходимо, мы можем выехать на дом или устроить фотосессию на улице, на природе. Большая часть такой работы приходится на репортажную свадебную фотографию – это и банкеты, и прогулки, и официальная часть.

- Вам нравится снимать свадьбы?

- Да, потому что это всегда красиво. Приятно снимать нежные трепетные чувства молодых, ловить неповторимые моменты, видеть искренние эмоции...

- Насколько мне известно, готовые фотографии отдаются молодым только месяца через два после свадьбы. Такой большой срок связан со сложностью обработки или просто клиентов очень много?

- И то, и другое. Обработка фотографий – очень кропотливая работа. Это невидимая подводная часть айсберга, которая значительно превышает то, что находится на поверхности. Пару часов фотосъемки могут обрабатываться несколько дней, а то и недель. А учитывая то, что фотограф один, а клиентов много, два месяца – это еще минимальный срок. Поэтому, чтобы не было недоразумений, между сторонами обычно заключается договор, в котором указывается крайняя дата сдачи фотографий.

- Выходит, чтобы иметь успех на рынке, фотограф должен не только обладать техникой и талантом, но и знаниями специальных компьютерных программ.

- В принципе, нужно разбираться только в PhotoShop и Lightroom. Данные программы позволяют сделать и без того красивые снимки еще более яркими и интересными. С другой стороны, иногда лучше не подвергать фотографию обработке, оставив ее в первоначальном виде.

- Почему?

- Чтобы сохранить естественность. Все равно ведь не обманешь ни себя самого, ни близких или родных. Например, очень часто заказчики просят сделать себя на фотографии более стройными. Желание клиента – закон, и мы выполняем все требования, но... Если человек хочет измениться по-настоящему, ему следует начать заниматься спортом.

- Существуют ли нефотогеничные люди?

- Понятие фотогеничности относится к профессиональным моделям. Чем более фотогенична модель, тем в большем количестве образов она может красиво предстать перед камерой. К непрофессионалам это понятие вряд ли стоит применять. Некрасивых людей не бывает. К каждому можно найти свой подход. А если человек плохо получился на фото, это во многом вина фотографа.

Другое дело, что, для того, чтобы раскрыться, человеку может потребоваться большое количество времени. Не каждый готов, что называется, сходу открыть душу перед камерой. И вот здесь мы вспоминаем, что хороший фотограф – это всегда хороший психолог. Его задача – сделать работу модели максимально легкой и комфортной именно в психологическом плане. В противном случае хорошие фотографии вряд ли получатся. Только когда человек расслабился и начал получать от процесса съемки удовольствие – а на это может уйти час или даже больше – фотограф начинает по-настоящему снимать. Руководит мимикой, жестами, советует, как лучше встать и т.д.

- В определенный момент на базе студии SLR были организованы курсы, и Вы занялись преподавательской деятельностью, верно?

- Скорее, наоборот. Я всегда знала, что буду учить здесь студентов. Быть может, весь проект с самого начала и задумывался именно как фотошкола. Я рассуждала так: всегда найдутся люди, которые хотят чему-то научиться, открыть для себя новую страницу. Так почему бы им не заняться фотографией? В нашей школе можно встретить людей абсолютно разного возраста. Талант может раскрыться и в двадцать, и в семьдесят лет, поэтому никогда нельзя говорить себе «нет».

- На какое время рассчитан курс? Допустим, человек пришел учиться «с нуля»...

- На два месяца. Программа занятий очень насыщенная, плотная. Поскольку в мире фотографии постоянно появляется что-то новое, она постоянно дополняется, дорабатывается.

- Что входит в программу обучения?

- Весь курс можно условно поделить на две части. Первый блок – это технические знания и термины. Что такое диафрагма, выдержка, фокусное расстояние и т.д. Кстати, некоторые люди записываются на курсы только для того, чтобы освоить свой фотоаппарат. Это, как правило, сложная техника, которой нужно уметь пользоваться. Цифровая зеркальная фотокамера открывает очень много возможностей, о которых знают далеко не все пользователи. За знаниями они и приходят в фотошколу.

Второй блок обучения – фотография как искусство. Я стремлюсь научить студентов понимать красоту снимка, привить им чувство вкуса. На наших занятиях звучит классическая музыка – это помогает настроиться на нужный лад. Мы изучаем композицию, основы жанра, учимся видеть и понимать свет, выстраивать кадр, находить правильный ракурс. Также мы разбираем работы признанных мастеров фотографии, стараемся вместе понять, в чем же секрет волшебства. Ученикам дается много теории, они выполняют большое количество практических заданий. Несколько занятий проходит на открытом воздухе.

- Дети тоже занимаются?

- Конечно! У нас создан специальный фото-кружок для детей в возрасте от тринадцати лет. Для того, чтобы информация лучше усваивалась, ребята поделены на группы по пять человек. Детские занятия идут на протяжении почти всего учебного года – с октября по июнь. У них та же программа, что и у взрослых, только в более расширенном виде.

- Почему именно с тринадцати лет?

- Занятия включают в себя довольно много сложной информации – мы изучаем различные физические законы, оптику... Поэтому совсем маленьким многое будет непонятно и неинтересно.

- Видите, все-таки пригодились Вам педагогические навыки, полученные в Университете.

- Никогда бы не подумала! К своему удивлению я нашла себя в преподавательской работе, правда, в сфере гораздо более интересной для меня, нежели английский язык (смеется). Мне действительно очень нравится учить людей, делиться с ними своими знаниями. Знаете, как приятно открывать в людях новый талант, показывать им целый мир! Многие раскрывают здесь скрытый до поры творческий потенциал, и это, в свою очередь, во многом меняет их жизни. Например, некоторые мои выпускники оставили прежнюю работу и стали профессиональными фотографами. Многие, познакомившись на почве общей любви к фотографии, продолжают общаться и после окончания курсов. Значит, студию свою я создала не зря!

- Обязательно ли ученику иметь собственный фотоаппарат?

- Нет. На время занятий мы выдаем зеркальную фотокамеру. Хотя к нам можно приходить и со своим фотоаппаратом – по большому счету уровень техники не имеет такого уж значения. Если у человека есть желание и способности, он и с «мыльницей» будет выделяться. Не зря ведь говорят, что гениальную фотографию можно сделать на коробку из-под обуви.

- Насколько строго Вы оцениваете творчество своих учеников? Можете ли, к примеру, напрямую сказать – вот это хорошая фотография, а эта никуда не годится?

- Мне сложно выставлять им какие-либо оценки, потому что всегда можно поспорить о том, что такое красиво или некрасиво. У каждого свое видение этого. В фотографии, как и в любом творческом процессе, все неоднозначно. Это ведь не математика. Поэтому я больше стараюсь обращать внимание на технические ошибки студентов – вот моя основная задача.

- Готовясь к интервью, я несколько раз сталкивался с упоминанием фотоклуба, который также основан на базе Вашей студии. Что это за клуб и как в него попасть?

- Попасть в него может любой желающий (смеется). Имеется в виду не какая-то официальная организация, а свободное творческое объединение единомышленников. Заканчивая обучение, выпускники фотошколы хотят делиться своими успехами и наработками с окружающими. Однако спрашивать мнение о том или ином конкретном снимке у друзей или родственников не совсем правильно – так вы никогда не получите объективной оценки. Полноценную правильную критику могут дать только такие же фотографы, как и вы сами. Так – из общения, встреч, совместных мероприятий – и появилось некое профессиональное сообщество или, если хотите, фотоклуб.

- В Раменском и Жуковском большое сообщество фотографов?

- Да, особенно много людей занялось фотографией в последние годы. В основном, благодаря развитию технологий – уже мало кто знает, что такое проявлять негативы, да и техника у людей очень хорошая. Практически все фотографы в Раменском знают друг друга . На разных мероприятиях, тех же свадьбах, например, я очень часто встречаю тех, кто учил меня и кого, в свою очередь, учила я.

- Существует несколько жанров фотосъемки – портрет, натюрморт, пейзаж... В каком из них Вам нравится работать больше всего?

- Наверное, репортажная фотосъемка. Я люблю путешествовать и в поездки всегда беру с собой камеру. Находясь в чужом городе, я стараюсь сделать несколько интересных зарисовок. Местные жители зачастую не в состоянии оценить многие интересные вещи, которые их окружают – все-таки, взгляд со временем «замыливается». А когда человек приезжает в то или иное место впервые, он сразу замечает удивительные детали, штрихи – вот за ними-то я и охочусь (смеется)! В репортажной съемке важно не только увидеть, но и успеть сфотографировать. Это, как правило, динамичные сцены. Поэтому в ожидании хорошего кадра нужно всегда быть начеку.

- Это что-то вроде работы папарацци?

- Нет. Отличие фотографа-художника от фотографа-папарацци в том, что первый привносит в мир гармонию и красоту, а второй старается любым доступным способом добыть сенсацию. Посредством фотокамеры легко сделать неприятно, больно, можно даже разрушить чужую жизнь. Это вопрос морали каждого отдельно взятого человека.

- Вы никогда не сталкивались с негативной реакцией людей, которых снимаете без спроса?

- Нет. В Европе, в отличие от России, к уличным фотографам относятся толерантно. Если человек не хочет фотографироваться, он просто отвернется. В этом отношении проблем никогда не было.

А если вспоминать о неприятных ситуациях, возникавших во время моих путешествий, можно упомянуть случай, который произошел два года назад в Женеве, Швейцария. Тогда из моей машины украли кейс со всей техникой и оборудованием. Самое обидно было не то, что аппаратура дорогая, а то, что в ноутбуке в единственном экземпляре хранилось огромное количество снимков, сделанных мной и моими учениками за последние несколько лет. А еще там были программы обучения для курсов и фотокружка, так что по приезду домой пришлось многое восстанавливать по памяти. Но я справилась. Несмотря на то, что воры украли не фотографии, а целый пласт моей жизни, я сумела мобилизоваться и начать все сначала.

- Какие города и страны Вам больше всего нравится посещать?

- Я люблю путешествовать по Европе. Два-три раза в год стараюсь куда-нибудь выехать, сменить климат и обстановку. Особенно мне нравятся маленькие города, где можно увидеть старинные постройки, крепости, замки... В европейской глубинке средневековая архитектура замечательно сохранилась. Наверное, наибольшее впечатление оставила Испания. Я проехала ее от края до края, побывала в уголках, куда обычно не привозят туристов. И на протяжении всего маршрута я много снимала – быт, людей, природу.

- Чем еще Вы занимаетесь в свободное время?

- Люблю активный отдых. Занимаюсь фитнесом, катаюсь на коньках, на велосипеде. Иногда мы вместе с другими фотографами уезжаем куда-нибудь за город. Там, за десять-двадцать километров от цивилизации, как правило, и удаются самые лучшие кадры. А вообще-то в свободное время я сижу перед компьютером и часами обрабатываю фотографии (смеется). Наверное, для многих это будет открытием, но работа фотографа – это сидячий образ жизни.

- Участвуете в фотовыставках?

- Безусловно. Как правило, после каждой поездки у меня появляется огромное желание поделиться увиденной красотой с другими людьми. Так, примерно год назад я представила публике небольшую подборку фотографий, сделанных мною во время путешествия по югу Европы. Также я неоднократно принимала участие в коллективных выставках раменских фотографов, проходящих в ДК «Сатурн» и ДК «Воровский». Одна из последних – «Кремли Подмосковья». Мы ездили по Московской и соседним областям и снимали древние русские крепости. Это была тема, объединившая тогда многих фотографов.

- Фотография – это ремесло или искусство?

- Искусство. Да, на сегодняшний день техника шагнула настолько далеко вперед, что за счет эффектов может «вытянуть», казалось бы, самый неудачный кадр. Однако быть фотографом – это не просто умение нажимать на кнопку. Прежде всего, это способность замечать вокруг себя красоту, которую не видят другие люди. Хорошая фотография работает как машина времени. Глядя на нее, даже по прошествии многих лет человек может заново переживать чувства, запечатленные на снимке. А создать кадр, который заживет своей отдельной жизнью, может только настоящий талант.

- И все-таки я никак не могу понять: если фотография является субъективным искусством, чем в таком случае определяется профессионализм? Ведь в вопросах творчества какой-либо диплом или сертификат ровным счетом ничего не значит.

- Профессионализм определяется, прежде всего, опытом. Нельзя впервые в жизни взять в руки камеру и сразу же сделать гениальный кадр – такого просто не бывает. Кто-то заканчивает курсы и уже считает себя мастером – что ж, это его право. А есть легенды, которые занимаются съемкой всю жизнь. Они дарят миру настоящие произведения искусства и при этом просят называть себя любителями. Мне кажется, это вопрос обыкновенной человеческой скромности.

- Расскажите о Ваших планах на будущее?

- Планов у меня очень много. Во-первых, развитие фотошколы. Пять лет – это не так много, нам есть куда расти. Думаю, в скором времени мы переедем в новое помещение. Что касается моего профессионального роста, я, как и раньше, буду посещать специализированные мастер-классы, повышать свой уровень. А еще я планирую участвовать в фотовыставках регионального и всероссийского масштаба. У меня есть свое видение мира, и мне очень хочется поделиться им с другими людьми.

- Наталья, спасибо за интервью и удачи Вам!

Текст: А.Волчан Фото предоставлены Натальей Нестериной


Поделиться:

04.03.2014

Вернуться к списку новостей

  

Оставить отзыв

Заголовок:
Имя:
E-Mail:
Сообщение:
 

реклама

    • image
    • image
Google+