«Квадрат» — это издание, которое призвано помочь вам оказаться в нужное время в нужном месте

Узнать о нас больше

Оно создано для активных людей, которым важно быть в эпицентре событий культурной жизни города. Самая полная и свежая информация о культурной жизни: афиши кинотеатров и ДК, расписание выставок и концертов. интервью с людьми, которые занимают значимое место в деловой и общественной жизни и многое другое!

Интервью

Алексей Кутаков работает в сфере развлекательных мероприятий с 1998 года. Он начинал свою карьеру в качестве ведущего, затем создал компанию по организации праздников «Russ Event». Несмотря на управленческую деятельность, Алексей по-прежнему ведет мероприятия – это его призвание. Он умеет делать праздники как яркими и насыщенными, так и интеллигентными и деловыми - все зависит от поставленных задач.

image 11.02.2020
Интервью

Луховицы славятся огурцами, Коломна – пастилой, Владимир – вишней, Гусь-Хрустальный – посудой. Знаете ли Вы, чем славен город Раменское, какой продукт везут из нашего года в подарок друзьям и знакомым?

Первая банка майонеза «Любительский», больше известный как «Раменский», сошла с конвейера в августе 1995 года. Мы хотим познакомить вас с человеком, который основал и возглавляет компанию «Миксма», выпускающую уже ставший легендарным для раменчан майонез, предпринимателем с большим стажем - Сергеем Владимировичем Степановым.    

image 13.06.2019
Интервью

Название «Фонбет» ассоциируется у большинства людей исключительно со ставками на спорт. Однако бар «Фонбет» в Жуковском развивается как гастрономическое заведение, где проходят разнообразные арт-программы. Люди, далекие от спорта, приезжают сюда с другого конца города, из Раменского. Почему? Узнать это мы решили у директора бара – Яна Самохвалова.

 

image 19.04.2019
Новости

"Новые Медтехнологии" теперь и в Жуковском!

Хорошие новости для жуковчан! Медицинский центр «Новые Медтехнологии, давно зарекомендовавший себя в Раменском благодаря  опытным специалистам  и лояльной, социально-ориентированной ценовой политике, недавно открылся и в Жуковском.  

 

image 11.02.2020
Новости

Новый семейный ресторан «Lion»

Новый семейный ресторан «Lion» — это изысканный дизайн интерьера, атмосфера уюта и тепла. Здесь с одинаковым вниманием относятся как  ко взрослым, так и к маленьким гостям.

image 11.02.2020
Новости

Где купить качественный текстиль?

Домашний текстиль – это то, что создает атмосферу, делает наше жилье по-настоящему уютным и комфортным, создает определенный стиль. Постельное белье и домашний трикотаж – неотъемлемая часть любого дома – играют зимой особую роль...

image 11.02.2020
Новости

EXPERT BEAUTY GALLERY

Как известно, глаза являются зеркалом души и им, как и любому зеркалу, нужно достойное обрамление. Его роль выполняют брови и ресницы, поэтому и те, и другие должны быть близки к идеалу. Как этого достичь? Отправиться в  галерею красоты «Expert beauty gallery», которую открыли Александра Борисова («Cherry media») и Наталья Аксенова («IQ de Nails»).

 

image 11.02.2020
Статьи

Друг с севера: Аляскинский маламут

С Анной Николаевой мы знакомы давно  -  с открытия в Раменском, а затем и в Жуковском магазинов сети «Мосигра». Но сегодня мы встречаемся по абсолютно другому поводу – Анна является заводчиком собак породы аляскинский маламут.

image 11.02.2020
Статьи

КАК ПОХУДЕТЬ?

Советы новичкам о питании и тренировках. Автор: фитнес-тренер Мария Размыслович

 

 

image 11.02.2020
Статьи

Всё-всё-всё для сладких снов

Мебельная компания «Ёлочка» - это настоящая находка для родителей, которые хотят создать уютную, комфортную, эстетически привлекательную детскую комнату, где будут преобладать натуральные материалы.

image 11.02.2020
Статьи

НМХ: Хирургические операции с комфортом и гарантией

«Мы спасём Вашу жизнь» - так кратко сформулирована философия «Новой мировой хирургии». Для того, чтобы узнать подробности о новом хирургическом стационаре «из первых рук», мы встретились с учредителем клиники «Новая Мировая хирургия» Романом Вячеславовичем Гусевым.

image 11.03.2019

Александр Саушин и команда «Баю-бай»

img_left: 0

Совсем недавно замечательной детской передаче «Спокойной ночи, малыши!» исполнилось 50 лет!

Свой юбилей герои программы отметили не где-нибудь, а в Государственном Кремлевском Дворце. Все желающие могли посмотреть большой праздник-концерт с участием героев старейшей в стране детской программы на телеканале «Россия». Известные детские песни в исполнении артистов российской эстрады позволили взрослым вновь окунуться в атмосферу детства, а ребятишкам вместе с любимыми героями пережить сказочные приключения.

Сегодня мы расскажем о настоящем феномене телевещания, программе «Спокойной ночи, малыши!», на которой выросло не одно поколение людей. О передаче, которую воспринимают и у нас, и за рубежом, уже как часть русского фольклора и нашей культуры.

Программа «Спокойной ночи, малыши!» впервые вышла на экраны 1 сентября 1964 года. В её становлении принимало участие много талантливых режиссёров, редакторов, актёров. Сегодня мы побеседуем с человеком, погруженным в процесс создания передачи на все сто процентов, с человеком, который всегда остаётся за кадром, но именно от него зависит, что в этом кадре увидят зрители. У нас в гостях художник-постановщик передачи «Спокойной ночи, малыши!», люберчанин, Александр Саушин

- Александр, добрый день, прежде всего хочу поздравить Вас с юбилеем программы «Спокойной ночи, малыши!» Наверняка, эта передача значит для Вас очень и очень много…

- Спасибо, Татьяна! Я считаю, что «Спокушки», как мы её ласково между собой называем, – это одна из немногих знаковых культовых программ нашего телевидения. Уже пять десятилетий она занимается воспитанием в детях всех возрастов лучших человеческих качеств, уважения к культуре нашей страны, формированием мировоззрения подрастающего поколения. Подумать только, это одна из самых долгоживущих детских программ в мире и сегодня ее смотрят уже правнуки тех, кто первыми увидел эту передачу по телевизору!

Программа признана одним из самых успешных проектов не только российского, но и мирового телевидения, она трижды получала премию Тэффи как лучшая детская передача.

- Расскажите, как Вы попали на телевидение?

- В 1975 году я окончил ГИТИС, пора было заниматься чем-то серьёзным. Тогда я позвонил на телевидение и сказал, что хочу работать художником-постановщиком. Спросил, что мне будет нужно для этого принести. На что мне ответили, что если я хочу работать в такой должности, то сам должен понять, что нужно. Если справлюсь – возьмут.

Я приехал с эскизами к трём спектаклям, публикациями в газетах.

Видимо, я сделал всё правильно (смеётся).

- С чего началась Ваша работа в передаче «Спокойной ночи, малыши!»?

- Когда я пришел на программу, главный редактор сразу попросил меня подумать над новыми образами кукол. Мне было на тот момент 25 лет, я только окончил институт и, конечно, относился к детской передаче несерьезно. Но точно знал, что нужно сделать героев в одном стиле. Изначально все герои выглядели не так, как сейчас, а были совершенно разными. У Каркуши была пушистая голова из чернобурки, а Хрюша, наоборот, был «лысым», то есть целиком сделан из пластика, с черными свиными копытцами. Филя и вовсе передвигался на четырех лапах и вилял хвостом. Я пришел домой и набросал эскизы. Больше всего я изменил Филю – он стал бесхвостым, потому что все время делать прорезь для хвоста в костюмах было неудобно. Хрюше сделал мягкие лапки – копыта пугали детей. Затем обновил гардероб героев. После этого герои стали двигаться и говорить как люди.

- Изменение облика героев приняли «на ура»?

- Для начала меня как следует отчитали (смеётся). Сказали, что пришел авангардист, и животные перестали быть похожи на животных. Потом решили, что получилось достаточно мило, стоит попробовать. В итоге персонажи прижились. В таком виде мы и знаем их теперь.

- Кто сейчас выбирает персонажам одежду?

- То, в какой одежде предстанут персонажи перед зрителями, зависит от многих факторов. Во-первых, учитывается фон, на котором снимается кукла. Допустим, она будет расположена на фоне кресла, а кресло в студии стоит голубое, то выбирается одежда теплых тонов – так персонаж будет выглядеть органичнее. Во-вторых, от времени года тоже многое зависит: если на дворе лето, то герои носят легкую одежду, если зима, то на них, как правило, капюшоны. Наряды выбирают во многом сами кукловоды, за годы работы они полностью сроднились со своими героями, знают их стиль, привычки, повадки. Но я, конечно, тоже принимаю в этом некоторое участие (улыбается).

- Расскажите о тех волшебниках, чьими голосами говорят Хрюша, Степашка, Каркуша, Филя: о кукловодах.

- За 50 лет существования передачи сменилось несколько кукловодов. Найти актера на эту работу очень сложно.

До 2002 года Хрюша разговаривал голосом старейшего работника программы Натальи Державиной. После того как она умерла, создатели устроили кастинг, искали нового актера. Желающих стать «управленцем» Хрюши было огромное количество. Но, увы, никто не подходил. Кастинг длился целый год. Какие актеры только не приходили! Но все было не то. И лишь с приходом Оксаны Чабанюк создалось ощущение, что мы наконец нашли то, что искали. Хотя на тот момент это был всё-таки другой Хрюша. Мы все подсказывали Оксане, как держать Хрюшу, что он любит, что – нет. Я искал для нее диск с голосом Державиной. Позже Оксана призналась, что куклу по-настоящему почувствовала лишь спустя год, стала с ней единым целым. А сейчас Оксана просто молодец! Кстати, Хрюша мог и вовсе исчезнуть из передачи. Им то и дело кто-то был недоволен. Во время Перестройки мусульмане потребовали убрать из кадра поросенка. Они написали в редакцию письмо: «Уберите свинину. Наша религия не позволяет есть нечистое мясо…» Редакторы программы ответили: «В Коране сказано, что свиней есть нельзя, а смотреть на них Аллах не запрещает».

А вот Филя везунчик. На него никогда никто не покушался. Долгое время пса озвучивал талантливый актер Григорий Толчинский. Он любил шутить: «Уйду на пенсию, издам книгу «Двадцать лет под юбкой тети Вали». Сегодня кукловод Фили – Сергей Григорьев.

С Каркушей создатели программы натерпелись. Очень долго не получалось подобрать для нее актера. Приходили кукольники с огромным стажем, но никак не могли управиться с веселой вороной: у одних она получалась слишком задумчивой, у других – слишком хулиганистой и т. д. Спасла положение актриса Гертруда Суфимова: именно она почувствовала характер Каркуши и сумела воплотить образ правильно. Когда в 1998-м актриса умерла, вороной стала управлять наша землячка, люберчанка Галина Марченко.

Степашке повезло больше всех: с ним всю его «жизнь» работает Наталья Голубенцева.

- Это правда, что Мишутка появился в передаче благодаря Вам?

- Таким, каким мы его знаем, – да. В начале 2000-х, с приходом правящей партии, символом которой был медведь, решено было ввести в передачу персонаж-мишку. Сверху пришло задание, и меня попросили сделать огромную ростовую куклу-медведя. Я предложил свой вариант – медвежонка. Ведь кукла должна быть в гармонии с остальными персонажами, и при этом у неё должен быть свой характер, свой образ. После долгих споров с нашими руководителями мне удалось отстоять свою идею и мне доверили полностью изготовление куклы так, как я её вижу. В итоге у героев «Спокушек» появился новый друг – Мишутка.

- Александр, расскажите, чем занимается художник-постановщик?

- Я хочу сказать, что большая ответственность лежит на всех, кто работает в команде «Спокушек», но, прежде всего, на художнике-постановщике, от которого во многом зависит изобразительный ряд программы. Он воплощает в жизнь идеи авторов и режиссёров. Именно художник придумывает идею, продумывает, как именно её эффектнее всего воплотить. Что будет сегодня на съёмочной площадке – корабль? А может дворец?

Можно сказать, что я отвечаю за красоту. Бывает, ночью просыпаешься с какой-то мыслью и приходя на работу думаешь, думаешь, додумываешь её и, наконец, в голове возникает готовая картина. Многие нюансы проявляются по ходу, в процессе. Это всегда творчество, всегда эксперимент. Бывает, я еду в электричке на работу и что-то за окном цепляет взгляд, подсказывает какую-то новую идею. Например, обледеневший яблоневый сад натолкнул меня на оформление декораций к концертам «На балу у Золушки».

На совести художника-постановщика весь видеоряд с эстетической и даже политической точки зрения. Особенно в советское время это было очень взаимосвязано. Неверная длина юбки была веским поводом к разносу на совещании (смеётся).

В нашей профессии надо много знать и уметь, хорошо рисовать, чертить, обладать дизайнерскими навыками, кроме того, разбираться в современных материалах и, конечно, хорошо знать студию. Я несу ответственность за то, что именно попадёт в кадр, и как это будет выглядеть на экране.

Хочу подчеркнуть, что в любой работе важен командный подход, сопереживание и доверие, только тогда можно достигнуть поставленных целей.

- Какими ещё творческими проектами Вы занимаетесь?

- Сейчас я снимаю фильм о работе на телевидении. Работаю в своей домашней киностудии, она же мастерская. Мне довелось познакомиться и поработать с огромным количеством интереснейших, выдающихся людей. Это и Рина Зелёная, Ирина Муравьёва, Cергей Образцов. Конечно, накопилось огромное количество историй, интересных, правдивых, трогательных.

Например, была очень трогательная история с Ириной Муравьёвой. Раньше, в советское время, на телевидении, да и в других подобных учреждениях, к Новому году выдавали продуктовые наборы. Представьте: времена всеобщего дефицита, а тут палка краковской колбасы, банка сгущенки, чай со слоником, что-то там ещё было. Народ отстаивал безумные очереди, чтобы получить этот набор.

И вот, накануне нового года, простояв в очереди до восьми часов вечера, я получаю, наконец, свой набор и отправляюсь домой. Выйдя с проходной я увидел замёрзшую, буквально посиневшую от холода женщину. Она бросилась ко мне: «Саша!» А я никак не могу её узнать. Оказалось, это Ира Муравьёва, ей наш администратор пообещала вынести набор и видно забыла. И эта замечательная актриса простояла в ожидании несколько часов на проходной, которая не отапливалась. Я вернулся, принёс ей, что обещали. В этот вечер на запрещённой западной волне услышал, что фильм "Москва слезам не верит" получил премию «Оскар» в Америке. Вот какие дела были...

Мало кто знает, что история шоколада «Алёнка» началась у нас, в посёлке Малаховка. Ещё до войны здесь жила девчушка Алёнка. Один парень услышал о проведении в Швейцарии конкурса и отправил участвовать фотографию этой самой Алёнки. И так вышло, что стали выпускать швейцарский шоколад с малаховской Алёнкой на обёртке. А время было очень суровое, конец 30-х годов. Его арестовали, обвиняли в измене Родине. За историю с фотографией он отсидел 20 лет.

Если интересно, я периодически выкладываю на www.youtube.com ролики с отснятым материалом.

- Александр, а кто привил Вам любовь к творчеству, к рисованию?

- Мой отец, Владимир Николаевич Саушин, был художником, он учился во ВГИКе, затем преподавал там более 40 лет. Отец поступил в институт накануне Великой отечественной войны. На фронте побывал в Кенигсберге, дошёл до Берлина. Он рисовал огромные портреты Рузвельта, Сталина, Черчилля, рисовал разрушенный Берлин. Эти эскизы до сих пор хранятся у нас дома, некоторые из них обгорелые, многие сделаны на обороте немецких карт... Именно эти эскизы использовались для съёмок многих советских фильмов о войне. По ним было видно, как устроены землянки, расположены траншеи и другие детали военного времени.

- Наверняка, на телевидении за эти годы Вам удалось поучаствовать во многих грандиозных проектах?

- Довелось (улыбается). Например, я занимался оформлением и подготовкой «Олимпиады-80» в Москве. Это были первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы. Местом проведения церемонии открытия была выбрана Большая спортивная арена Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Мне было 29 лет, и тот факт, что мне доверили готовить церемонию открытия Олимпийских игр, безумно вдохновлял. Конечно, я понимал, что на нас лежит огромная ответственность. Вдвоём с товарищем мы придумывали и продумывали идею, готовили реквизит. В танцевальных и спортивных сюжетах церемонии открытия, длившейся около 3 часов, тогда участвовало свыше 16 тысяч спортсменов и артистов.

В течении восемнадцати лет я занимался проведением праздничных концертов в "Останкино", готовил по четыре концерта в год. Помните, в советское время их транслировали после демонстрации. Также я много ездил по стране, ставил спектакли. Даже был депутатом от Гостелерадио, причём меня избирали целых 4 раза! (смеётся) Встречался с членами Политбюро и был, признаться, поражен, что они такие же люди, как мы с вами.

Вообще я никогда не останавливался. И не останавливаюсь (улыбается). Мне очень нравится пробовать себя в чём-то новом, экспериментировать, учиться. Постоянно появляются новые возможности, новые технологии. Надо идти в ногу со временем.

- У персонажей программы «Спокойной ночи, малыши!» тоже весьма насыщенная жизнь?

- Помимо "Спокушек" у нас много и других проектов с любимыми детскими персонажами Филей, Хрюшей, Степашкой и другими. Мы снимаем обучающие программы для детей по русскому языку, истории искусств, математике. Этим летом сделали передачу «По всем правилам», в которой детям в доступной форме объясняются правила безопасного поведения на дороге, действий в чрезвычайных ситуациях. Сейчас готовится новый проект о животном мире «От слона до муравья». Впрочем, это рабочее название, и оно может ещё поменяться.

- Расскажите, как изменилось детское телевидение по сравнению с советскими временами?

- Один тот факт, что в советское время было 48 детских программ, уже говорит о многом. Существовали специальные отделы: музыкальный, спортивный и другие. Сейчас, к сожалению, мало кто хочет снимать для детей. В СССР была шикарная мультипликация и детская графика. С нехваткой финансирования всё это сошло на нет. Раньше была идея, были качество и достойная оплата профессии художника. За одну иллюстрацию в хорошем издании можно было получить 60 рублей. Между прочим, столько же получала моя мама, работая в аптеке целый месяц.

В начале 2000-х «Дамоклов меч» завис над передачей «Спокойной ночи, малыши!» Кто-то из телевизионных начальников подумал, что «Спокушки» мешают развиваться программе «Время», которая в сетке шла сразу после «Спокойной ночи, малыши!». Решили, что дети и их мамы не смотрят «Время», а вот если перед ним поставить какой-нибудь боевик, то мужчины будут смотреть и боевик, и новостную программу. И тогда было принято роковое решение: убрать «Спокойной ночи, малыши!» из эфира Первого канала и перенести программу на другой, с меньшей аудиторией. Это была бы, наверное, самая большая потеря для детей, потому что, как вы знаете, в СССР существовало три оригинальных телеформата – «КВН», «Что? Где? Когда?» и «Спокойной ночи, малыши!». Все остальные покупали или копировали. Эти три проекта – наши культовые бренды, наш фундамент, на котором стоит все телевидение.

Вообще, на своем экранном веку программа пережила многое – была под угрозой закрытия, оставалась без крыши над головой, снималась по квартирам и дачам ведущих, а то и просто на природе.

- Александр, как думаете, что ждёт передачу в будущем?

- Времена меняются, и передача «Спокойной ночи, малыши!» не отстает. В ближайшее время планируется обновить студию, сделать ее удобнее, чтобы в ней смогли появиться и 3D-герои, и экраны с новыми мульт-фильмами. К работе над анимационными фильмами уже привлекли много талантливых людей. В скором времени в программе появится еще больше новых хороших мульт-фильмов. Надеемся, «Спокойной ночи, малыши!» будут развиваться и радовать телезрителей и дальше – как минимум еще лет 50!

- Александр, огромное спасибо за прекрасное интервью! Отдельная благодарность от всех детей и их родителей за то, что Вы и Ваша чудесная команда создали действительно культовую, всеми любимую передачу, которая воспитала за полвека не одно поколение! Спасибо!

Текст: Т. Гранина
Фото предоставлены А. Саушиным

Главный символ программы, всеми любимая песня была написана в 1963 году

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Ты ей пожелай баю-бай.

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит дрёма возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее.
Глазки закрывай, баю-бай.

В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться,
И поймать перо жар-птицы.
Глазки закрывай, баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать,
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем — спокойной ночи,
Глазки закрывай! баю-бай.

Стихи: Зоя Петрова

Композитор: Аркадий Островский


Поделиться:

03.03.2014

Вернуться к списку новостей

  

Оставить отзыв

Заголовок:
Имя:
E-Mail:
Сообщение:
 

Наши издания

  • Раменское/Жуковский
  • Люберцы

Александр Саушин и команда «Баю-бай»

img_left: 0

Совсем недавно замечательной детской передаче «Спокойной ночи, малыши!» исполнилось 50 лет!

Свой юбилей герои программы отметили не где-нибудь, а в Государственном Кремлевском Дворце. Все желающие могли посмотреть большой праздник-концерт с участием героев старейшей в стране детской программы на телеканале «Россия». Известные детские песни в исполнении артистов российской эстрады позволили взрослым вновь окунуться в атмосферу детства, а ребятишкам вместе с любимыми героями пережить сказочные приключения.

Сегодня мы расскажем о настоящем феномене телевещания, программе «Спокойной ночи, малыши!», на которой выросло не одно поколение людей. О передаче, которую воспринимают и у нас, и за рубежом, уже как часть русского фольклора и нашей культуры.

Программа «Спокойной ночи, малыши!» впервые вышла на экраны 1 сентября 1964 года. В её становлении принимало участие много талантливых режиссёров, редакторов, актёров. Сегодня мы побеседуем с человеком, погруженным в процесс создания передачи на все сто процентов, с человеком, который всегда остаётся за кадром, но именно от него зависит, что в этом кадре увидят зрители. У нас в гостях художник-постановщик передачи «Спокойной ночи, малыши!», люберчанин, Александр Саушин

- Александр, добрый день, прежде всего хочу поздравить Вас с юбилеем программы «Спокойной ночи, малыши!» Наверняка, эта передача значит для Вас очень и очень много…

- Спасибо, Татьяна! Я считаю, что «Спокушки», как мы её ласково между собой называем, – это одна из немногих знаковых культовых программ нашего телевидения. Уже пять десятилетий она занимается воспитанием в детях всех возрастов лучших человеческих качеств, уважения к культуре нашей страны, формированием мировоззрения подрастающего поколения. Подумать только, это одна из самых долгоживущих детских программ в мире и сегодня ее смотрят уже правнуки тех, кто первыми увидел эту передачу по телевизору!

Программа признана одним из самых успешных проектов не только российского, но и мирового телевидения, она трижды получала премию Тэффи как лучшая детская передача.

- Расскажите, как Вы попали на телевидение?

- В 1975 году я окончил ГИТИС, пора было заниматься чем-то серьёзным. Тогда я позвонил на телевидение и сказал, что хочу работать художником-постановщиком. Спросил, что мне будет нужно для этого принести. На что мне ответили, что если я хочу работать в такой должности, то сам должен понять, что нужно. Если справлюсь – возьмут.

Я приехал с эскизами к трём спектаклям, публикациями в газетах.

Видимо, я сделал всё правильно (смеётся).

- С чего началась Ваша работа в передаче «Спокойной ночи, малыши!»?

- Когда я пришел на программу, главный редактор сразу попросил меня подумать над новыми образами кукол. Мне было на тот момент 25 лет, я только окончил институт и, конечно, относился к детской передаче несерьезно. Но точно знал, что нужно сделать героев в одном стиле. Изначально все герои выглядели не так, как сейчас, а были совершенно разными. У Каркуши была пушистая голова из чернобурки, а Хрюша, наоборот, был «лысым», то есть целиком сделан из пластика, с черными свиными копытцами. Филя и вовсе передвигался на четырех лапах и вилял хвостом. Я пришел домой и набросал эскизы. Больше всего я изменил Филю – он стал бесхвостым, потому что все время делать прорезь для хвоста в костюмах было неудобно. Хрюше сделал мягкие лапки – копыта пугали детей. Затем обновил гардероб героев. После этого герои стали двигаться и говорить как люди.

- Изменение облика героев приняли «на ура»?

- Для начала меня как следует отчитали (смеётся). Сказали, что пришел авангардист, и животные перестали быть похожи на животных. Потом решили, что получилось достаточно мило, стоит попробовать. В итоге персонажи прижились. В таком виде мы и знаем их теперь.

- Кто сейчас выбирает персонажам одежду?

- То, в какой одежде предстанут персонажи перед зрителями, зависит от многих факторов. Во-первых, учитывается фон, на котором снимается кукла. Допустим, она будет расположена на фоне кресла, а кресло в студии стоит голубое, то выбирается одежда теплых тонов – так персонаж будет выглядеть органичнее. Во-вторых, от времени года тоже многое зависит: если на дворе лето, то герои носят легкую одежду, если зима, то на них, как правило, капюшоны. Наряды выбирают во многом сами кукловоды, за годы работы они полностью сроднились со своими героями, знают их стиль, привычки, повадки. Но я, конечно, тоже принимаю в этом некоторое участие (улыбается).

- Расскажите о тех волшебниках, чьими голосами говорят Хрюша, Степашка, Каркуша, Филя: о кукловодах.

- За 50 лет существования передачи сменилось несколько кукловодов. Найти актера на эту работу очень сложно.

До 2002 года Хрюша разговаривал голосом старейшего работника программы Натальи Державиной. После того как она умерла, создатели устроили кастинг, искали нового актера. Желающих стать «управленцем» Хрюши было огромное количество. Но, увы, никто не подходил. Кастинг длился целый год. Какие актеры только не приходили! Но все было не то. И лишь с приходом Оксаны Чабанюк создалось ощущение, что мы наконец нашли то, что искали. Хотя на тот момент это был всё-таки другой Хрюша. Мы все подсказывали Оксане, как держать Хрюшу, что он любит, что – нет. Я искал для нее диск с голосом Державиной. Позже Оксана призналась, что куклу по-настоящему почувствовала лишь спустя год, стала с ней единым целым. А сейчас Оксана просто молодец! Кстати, Хрюша мог и вовсе исчезнуть из передачи. Им то и дело кто-то был недоволен. Во время Перестройки мусульмане потребовали убрать из кадра поросенка. Они написали в редакцию письмо: «Уберите свинину. Наша религия не позволяет есть нечистое мясо…» Редакторы программы ответили: «В Коране сказано, что свиней есть нельзя, а смотреть на них Аллах не запрещает».

А вот Филя везунчик. На него никогда никто не покушался. Долгое время пса озвучивал талантливый актер Григорий Толчинский. Он любил шутить: «Уйду на пенсию, издам книгу «Двадцать лет под юбкой тети Вали». Сегодня кукловод Фили – Сергей Григорьев.

С Каркушей создатели программы натерпелись. Очень долго не получалось подобрать для нее актера. Приходили кукольники с огромным стажем, но никак не могли управиться с веселой вороной: у одних она получалась слишком задумчивой, у других – слишком хулиганистой и т. д. Спасла положение актриса Гертруда Суфимова: именно она почувствовала характер Каркуши и сумела воплотить образ правильно. Когда в 1998-м актриса умерла, вороной стала управлять наша землячка, люберчанка Галина Марченко.

Степашке повезло больше всех: с ним всю его «жизнь» работает Наталья Голубенцева.

- Это правда, что Мишутка появился в передаче благодаря Вам?

- Таким, каким мы его знаем, – да. В начале 2000-х, с приходом правящей партии, символом которой был медведь, решено было ввести в передачу персонаж-мишку. Сверху пришло задание, и меня попросили сделать огромную ростовую куклу-медведя. Я предложил свой вариант – медвежонка. Ведь кукла должна быть в гармонии с остальными персонажами, и при этом у неё должен быть свой характер, свой образ. После долгих споров с нашими руководителями мне удалось отстоять свою идею и мне доверили полностью изготовление куклы так, как я её вижу. В итоге у героев «Спокушек» появился новый друг – Мишутка.

- Александр, расскажите, чем занимается художник-постановщик?

- Я хочу сказать, что большая ответственность лежит на всех, кто работает в команде «Спокушек», но, прежде всего, на художнике-постановщике, от которого во многом зависит изобразительный ряд программы. Он воплощает в жизнь идеи авторов и режиссёров. Именно художник придумывает идею, продумывает, как именно её эффектнее всего воплотить. Что будет сегодня на съёмочной площадке – корабль? А может дворец?

Можно сказать, что я отвечаю за красоту. Бывает, ночью просыпаешься с какой-то мыслью и приходя на работу думаешь, думаешь, додумываешь её и, наконец, в голове возникает готовая картина. Многие нюансы проявляются по ходу, в процессе. Это всегда творчество, всегда эксперимент. Бывает, я еду в электричке на работу и что-то за окном цепляет взгляд, подсказывает какую-то новую идею. Например, обледеневший яблоневый сад натолкнул меня на оформление декораций к концертам «На балу у Золушки».

На совести художника-постановщика весь видеоряд с эстетической и даже политической точки зрения. Особенно в советское время это было очень взаимосвязано. Неверная длина юбки была веским поводом к разносу на совещании (смеётся).

В нашей профессии надо много знать и уметь, хорошо рисовать, чертить, обладать дизайнерскими навыками, кроме того, разбираться в современных материалах и, конечно, хорошо знать студию. Я несу ответственность за то, что именно попадёт в кадр, и как это будет выглядеть на экране.

Хочу подчеркнуть, что в любой работе важен командный подход, сопереживание и доверие, только тогда можно достигнуть поставленных целей.

- Какими ещё творческими проектами Вы занимаетесь?

- Сейчас я снимаю фильм о работе на телевидении. Работаю в своей домашней киностудии, она же мастерская. Мне довелось познакомиться и поработать с огромным количеством интереснейших, выдающихся людей. Это и Рина Зелёная, Ирина Муравьёва, Cергей Образцов. Конечно, накопилось огромное количество историй, интересных, правдивых, трогательных.

Например, была очень трогательная история с Ириной Муравьёвой. Раньше, в советское время, на телевидении, да и в других подобных учреждениях, к Новому году выдавали продуктовые наборы. Представьте: времена всеобщего дефицита, а тут палка краковской колбасы, банка сгущенки, чай со слоником, что-то там ещё было. Народ отстаивал безумные очереди, чтобы получить этот набор.

И вот, накануне нового года, простояв в очереди до восьми часов вечера, я получаю, наконец, свой набор и отправляюсь домой. Выйдя с проходной я увидел замёрзшую, буквально посиневшую от холода женщину. Она бросилась ко мне: «Саша!» А я никак не могу её узнать. Оказалось, это Ира Муравьёва, ей наш администратор пообещала вынести набор и видно забыла. И эта замечательная актриса простояла в ожидании несколько часов на проходной, которая не отапливалась. Я вернулся, принёс ей, что обещали. В этот вечер на запрещённой западной волне услышал, что фильм "Москва слезам не верит" получил премию «Оскар» в Америке. Вот какие дела были...

Мало кто знает, что история шоколада «Алёнка» началась у нас, в посёлке Малаховка. Ещё до войны здесь жила девчушка Алёнка. Один парень услышал о проведении в Швейцарии конкурса и отправил участвовать фотографию этой самой Алёнки. И так вышло, что стали выпускать швейцарский шоколад с малаховской Алёнкой на обёртке. А время было очень суровое, конец 30-х годов. Его арестовали, обвиняли в измене Родине. За историю с фотографией он отсидел 20 лет.

Если интересно, я периодически выкладываю на www.youtube.com ролики с отснятым материалом.

- Александр, а кто привил Вам любовь к творчеству, к рисованию?

- Мой отец, Владимир Николаевич Саушин, был художником, он учился во ВГИКе, затем преподавал там более 40 лет. Отец поступил в институт накануне Великой отечественной войны. На фронте побывал в Кенигсберге, дошёл до Берлина. Он рисовал огромные портреты Рузвельта, Сталина, Черчилля, рисовал разрушенный Берлин. Эти эскизы до сих пор хранятся у нас дома, некоторые из них обгорелые, многие сделаны на обороте немецких карт... Именно эти эскизы использовались для съёмок многих советских фильмов о войне. По ним было видно, как устроены землянки, расположены траншеи и другие детали военного времени.

- Наверняка, на телевидении за эти годы Вам удалось поучаствовать во многих грандиозных проектах?

- Довелось (улыбается). Например, я занимался оформлением и подготовкой «Олимпиады-80» в Москве. Это были первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы. Местом проведения церемонии открытия была выбрана Большая спортивная арена Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Мне было 29 лет, и тот факт, что мне доверили готовить церемонию открытия Олимпийских игр, безумно вдохновлял. Конечно, я понимал, что на нас лежит огромная ответственность. Вдвоём с товарищем мы придумывали и продумывали идею, готовили реквизит. В танцевальных и спортивных сюжетах церемонии открытия, длившейся около 3 часов, тогда участвовало свыше 16 тысяч спортсменов и артистов.

В течении восемнадцати лет я занимался проведением праздничных концертов в "Останкино", готовил по четыре концерта в год. Помните, в советское время их транслировали после демонстрации. Также я много ездил по стране, ставил спектакли. Даже был депутатом от Гостелерадио, причём меня избирали целых 4 раза! (смеётся) Встречался с членами Политбюро и был, признаться, поражен, что они такие же люди, как мы с вами.

Вообще я никогда не останавливался. И не останавливаюсь (улыбается). Мне очень нравится пробовать себя в чём-то новом, экспериментировать, учиться. Постоянно появляются новые возможности, новые технологии. Надо идти в ногу со временем.

- У персонажей программы «Спокойной ночи, малыши!» тоже весьма насыщенная жизнь?

- Помимо "Спокушек" у нас много и других проектов с любимыми детскими персонажами Филей, Хрюшей, Степашкой и другими. Мы снимаем обучающие программы для детей по русскому языку, истории искусств, математике. Этим летом сделали передачу «По всем правилам», в которой детям в доступной форме объясняются правила безопасного поведения на дороге, действий в чрезвычайных ситуациях. Сейчас готовится новый проект о животном мире «От слона до муравья». Впрочем, это рабочее название, и оно может ещё поменяться.

- Расскажите, как изменилось детское телевидение по сравнению с советскими временами?

- Один тот факт, что в советское время было 48 детских программ, уже говорит о многом. Существовали специальные отделы: музыкальный, спортивный и другие. Сейчас, к сожалению, мало кто хочет снимать для детей. В СССР была шикарная мультипликация и детская графика. С нехваткой финансирования всё это сошло на нет. Раньше была идея, были качество и достойная оплата профессии художника. За одну иллюстрацию в хорошем издании можно было получить 60 рублей. Между прочим, столько же получала моя мама, работая в аптеке целый месяц.

В начале 2000-х «Дамоклов меч» завис над передачей «Спокойной ночи, малыши!» Кто-то из телевизионных начальников подумал, что «Спокушки» мешают развиваться программе «Время», которая в сетке шла сразу после «Спокойной ночи, малыши!». Решили, что дети и их мамы не смотрят «Время», а вот если перед ним поставить какой-нибудь боевик, то мужчины будут смотреть и боевик, и новостную программу. И тогда было принято роковое решение: убрать «Спокойной ночи, малыши!» из эфира Первого канала и перенести программу на другой, с меньшей аудиторией. Это была бы, наверное, самая большая потеря для детей, потому что, как вы знаете, в СССР существовало три оригинальных телеформата – «КВН», «Что? Где? Когда?» и «Спокойной ночи, малыши!». Все остальные покупали или копировали. Эти три проекта – наши культовые бренды, наш фундамент, на котором стоит все телевидение.

Вообще, на своем экранном веку программа пережила многое – была под угрозой закрытия, оставалась без крыши над головой, снималась по квартирам и дачам ведущих, а то и просто на природе.

- Александр, как думаете, что ждёт передачу в будущем?

- Времена меняются, и передача «Спокойной ночи, малыши!» не отстает. В ближайшее время планируется обновить студию, сделать ее удобнее, чтобы в ней смогли появиться и 3D-герои, и экраны с новыми мульт-фильмами. К работе над анимационными фильмами уже привлекли много талантливых людей. В скором времени в программе появится еще больше новых хороших мульт-фильмов. Надеемся, «Спокойной ночи, малыши!» будут развиваться и радовать телезрителей и дальше – как минимум еще лет 50!

- Александр, огромное спасибо за прекрасное интервью! Отдельная благодарность от всех детей и их родителей за то, что Вы и Ваша чудесная команда создали действительно культовую, всеми любимую передачу, которая воспитала за полвека не одно поколение! Спасибо!

Текст: Т. Гранина
Фото предоставлены А. Саушиным

Главный символ программы, всеми любимая песня была написана в 1963 году

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Ты ей пожелай баю-бай.

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит дрёма возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее.
Глазки закрывай, баю-бай.

В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться,
И поймать перо жар-птицы.
Глазки закрывай, баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать,
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем — спокойной ночи,
Глазки закрывай! баю-бай.

Стихи: Зоя Петрова

Композитор: Аркадий Островский


Поделиться:

03.03.2014

Вернуться к списку новостей

  

Оставить отзыв

Заголовок:
Имя:
E-Mail:
Сообщение:
 

реклама

  • image
  • image
Google+