«Квадрат» — это издание, которое призвано помочь вам оказаться в нужное время в нужном месте

Узнать о нас больше

Оно создано для активных людей, которым важно быть в эпицентре событий культурной жизни города. Самая полная и свежая информация о культурной жизни: афиши кинотеатров и ДК, расписание выставок и концертов. интервью с людьми, которые занимают значимое место в деловой и общественной жизни и многое другое!

Интервью

Алексей Кутаков работает в сфере развлекательных мероприятий с 1998 года. Он начинал свою карьеру в качестве ведущего, затем создал компанию по организации праздников «Russ Event». Несмотря на управленческую деятельность, Алексей по-прежнему ведет мероприятия – это его призвание. Он умеет делать праздники как яркими и насыщенными, так и интеллигентными и деловыми - все зависит от поставленных задач.

image 11.02.2020
Интервью

Луховицы славятся огурцами, Коломна – пастилой, Владимир – вишней, Гусь-Хрустальный – посудой. Знаете ли Вы, чем славен город Раменское, какой продукт везут из нашего года в подарок друзьям и знакомым?

Первая банка майонеза «Любительский», больше известный как «Раменский», сошла с конвейера в августе 1995 года. Мы хотим познакомить вас с человеком, который основал и возглавляет компанию «Миксма», выпускающую уже ставший легендарным для раменчан майонез, предпринимателем с большим стажем - Сергеем Владимировичем Степановым.    

image 13.06.2019
Интервью

Название «Фонбет» ассоциируется у большинства людей исключительно со ставками на спорт. Однако бар «Фонбет» в Жуковском развивается как гастрономическое заведение, где проходят разнообразные арт-программы. Люди, далекие от спорта, приезжают сюда с другого конца города, из Раменского. Почему? Узнать это мы решили у директора бара – Яна Самохвалова.

 

image 19.04.2019
Новости

"Новые Медтехнологии" теперь и в Жуковском!

Хорошие новости для жуковчан! Медицинский центр «Новые Медтехнологии, давно зарекомендовавший себя в Раменском благодаря  опытным специалистам  и лояльной, социально-ориентированной ценовой политике, недавно открылся и в Жуковском.  

 

image 11.02.2020
Новости

Новый семейный ресторан «Lion»

Новый семейный ресторан «Lion» — это изысканный дизайн интерьера, атмосфера уюта и тепла. Здесь с одинаковым вниманием относятся как  ко взрослым, так и к маленьким гостям.

image 11.02.2020
Новости

Где купить качественный текстиль?

Домашний текстиль – это то, что создает атмосферу, делает наше жилье по-настоящему уютным и комфортным, создает определенный стиль. Постельное белье и домашний трикотаж – неотъемлемая часть любого дома – играют зимой особую роль...

image 11.02.2020
Новости

EXPERT BEAUTY GALLERY

Как известно, глаза являются зеркалом души и им, как и любому зеркалу, нужно достойное обрамление. Его роль выполняют брови и ресницы, поэтому и те, и другие должны быть близки к идеалу. Как этого достичь? Отправиться в  галерею красоты «Expert beauty gallery», которую открыли Александра Борисова («Cherry media») и Наталья Аксенова («IQ de Nails»).

 

image 11.02.2020
Статьи

Друг с севера: Аляскинский маламут

С Анной Николаевой мы знакомы давно  -  с открытия в Раменском, а затем и в Жуковском магазинов сети «Мосигра». Но сегодня мы встречаемся по абсолютно другому поводу – Анна является заводчиком собак породы аляскинский маламут.

image 11.02.2020
Статьи

КАК ПОХУДЕТЬ?

Советы новичкам о питании и тренировках. Автор: фитнес-тренер Мария Размыслович

 

 

image 11.02.2020
Статьи

Всё-всё-всё для сладких снов

Мебельная компания «Ёлочка» - это настоящая находка для родителей, которые хотят создать уютную, комфортную, эстетически привлекательную детскую комнату, где будут преобладать натуральные материалы.

image 11.02.2020
Статьи

НМХ: Хирургические операции с комфортом и гарантией

«Мы спасём Вашу жизнь» - так кратко сформулирована философия «Новой мировой хирургии». Для того, чтобы узнать подробности о новом хирургическом стационаре «из первых рук», мы встретились с учредителем клиники «Новая Мировая хирургия» Романом Вячеславовичем Гусевым.

image 11.03.2019

Светлана Пятайкина: Я профессиональная актриса и горжусь этим!


Пятайкина Светлана Сергеевна
Руководитель детской театральной студии при Люберецком районном Дворце культуры
Дата рождения: 27 января 1948 г.
Образование: Новосибирское театральное училище (специальность – актриса драматического театра)
Хобби: плавание

Вот уже много лет в Люберецком районном Доме культуры работает детская театральная студия. Возглавляет ее Светлана Сергеевна Пятайкина, актриса с более чем сорокалетним стажем работы. За спиной у нее работа во многих советских театрах, на протяжении долгих лет она была бессменной ведущей всех крупных мероприятий в городе. Не случайно в Люберецком районе её знают очень и очень многие.

В свои шестьдесят пять Светлана Сергеевна – очень активный человек! Она не лезет за словом в карман, задорный ершистый характер выдают веселые искрящиеся глаза. Наверное, все-таки не зря говорят, что настоящие актрисы всегда остаются молодыми.

- Светлана Сергеевна, здравствуйте. Расскажите, как начинался Ваш творческий путь?

- Начать, наверное, нужно с того, что я сибирячка. Мой родной город – Новосибирск. С десяти лет я занималась в театральном кружке, играла и Деда Мороза, и классику… Кого только не играла! Ходила я и в школьный театр. Так что, сами понимаете, выбор профессии передо мной не стоял. После одиннадцати классов я сразу же поступила в Новосибирское театральное училище – одно из самых сильных в сибирском регионе, одно из лучших в стране.

- Помните первое место работы?

- Еще во время учебы я устроилась в Новосибирский ТЮЗ. А потом меня помотало по стране. Как поется в песне «Любэ»: «от Волги до Енисея». Так вот я и на Енисее работала, и на Волге, и на Каме в Удмуртии, и в Ашхабаде и в Чебоксарах.

- Как оказались в Москве?

- В 1976 году меня привез сюда мой муж. По образованию он режиссер, окончил Московский институт культуры и искусств. В то время здесь, в Люберецком Дворце культуры работала художественным руководителем его однокурсница, которая и помогла мне трудоустроиться. В то время на базе ДК функционировал Народный театр, куда меня приняли актрисой. Вот были времена! Здесь работали три или четыре известных режиссера, профессиональные актеры с Таганки, приезжали и играли с нашими артистами актеры «Современника»: Е. Евстигнеев, В. Земляникин. Ставили и отечественную, и зарубежную классику, современные спектакли – все на самом высоком уровне. Для меня это было важно, потому что я терпеть не могла самодеятельность.

Так я начала работать на новом месте. Сначала просто играла, потом стала подучивать молодых актеров и актрис – сценической речи, актерскому мастерству… Однажды заболела режиссер и мне пришлось самой ставить спектакль. А я режиссуру ненавидела! В училище педагогу так и говорила: «Я Ваш предмет терпеть не могу»! Но делать было нечего – пришлось не только играть, но и все выстраивать, заниматься архитектурой спектакля. Справилась. А потом пошли концерты, разные мероприятия... Не обходилось и без демонстраций, на которых тоже приходилось выступать. Мы с театром очень много гастролировали – и по Москве, и в области, и в других крупных городах, например, часто ездили в Киев.

- У каждого артиста есть амплуа. Какие роли Вам обычно доставались?

- Это хохма еще та! Я всегда говорю: как родилась я в резко-континентальном климате, так у меня и по жизни все резко-континентальное (смеется). В училище у меня было много педагогов – три мастера по речи, три мастера по сценическому мастерству, преподаватель по основам режиссуры, даже учитель фехтования был! И все до единого видели меня по-разному! Один – острохарактерной актрисой, другой – разнохарактерной, третий – травести (амплуа, требующее исполнения роли другого пола – прим.ред.), педагог по речи вообще сказал, что я трагическая актриса. Кстати, в дипломном спектакле я и играла трагическую роль старухи – кроме меня ее сыграть никто не мог.

- Ну, а любимые роли какие у Вас?

- Прежде всего, это Катя в пьесе Александра Володина «Пять вечеров». Эту роль я исполняла, когда работала в Ашхабаде. Там мою игру оценили – сразу же начали звать на концерты, правительственные мероприятия, на телевидение… В общем, всюду! Но муж сменил место работы, и нам пришлось оттуда уехать – но это так, к слову… А еще мне нравилось играть Надежду в пьесе «Любовь и голуби». Это был потрясающий спектакль! Еще одна любимая роль – Лавры в пьесе Михаила Рощина «Эшелон».

- Наверное, для артиста важны такие вещи как признание, слава, любовь публики…

- Вы знаете, у меня с этим всегда все было в порядке. В течение многих лет, наверное, три десятилетия, я была и голосом, и лицом города Люберцы. Проводила практически все крупные мероприятия – День Победы, День защиты детей, День России… Приведу один пример. Однажды в честь Дня города устраивался большой концерт, на который собралось огромное количество людей. Многотысячная толпа начиналась от центра Люберец (Креста) и расходилась лучами в три стороны. Внезапно пошел сильный дождь, и у нас отказала аппаратура. Музыка не звучит, микрофоны молчат. Организаторы в шоке, Коля Расторгуев (а там и «Любэ» выступали) злится. Что делать? Надо как-то срочно заполнить паузу. Позвали меня. Выхожу на сцену – под ногами море зонтов. Ну, я и начала их развлекать. Минут пятнадцать, не меньше, я дирижировала людьми, буквально держала их в руках. Хотела – они смеялись, хотела – плакали. Так что власть над народом я имела (смеется). Никогда этого не забуду.

- Как же Вы без микрофона справились?

- У меня раньше голос был еще тот! Помню, Анита Цой мне как-то сказала: «Света, ты самая лучшая рок-ведущая в России» (смеется). Я совершенно спокойно брала ноты от самых низов и до верхушек. В училище педагоги даже говорили, что мне нужно идти или в оперу или в оперетту. А я никого не послушала и пошла в драму!

- А были ли у Вас роли в кино?

- Последние три года я довольно много снимаюсь на телевидении. Так, ничего серьезного – сериалы и телепередачи: «Чего хочет женщина», «Участковый детектив», «Право на защиту», «До суда», «Прокурорская проверка», «Ты не один». Снималась в детективах «Пятая стража» и «След». Иногда не очень интересно, иногда, когда попадается хороший режиссер, получается здорово. Конечно, надо отдавать себе отчет, что это поток, в котором участвуешь только чтобы улучшить собственное благосостояние.

- Когда была организована детская театральная студия?

- Это было очень давно. Дворец культуры в Люберцах открылся в 1962 году. Практически сразу в нем был организован театр, который уже через год, в 1963-м, получил звание «Народного». Вместе с театром открылась и театральная студия. Сегодня в ней обучается порядка пятнадцати-двадцати человек. Кстати, несмотря на название, заниматься актерским мастерством у нас могут не только дети, но и взрослые. Например, к нам иногда приходит мой старый знакомый актер, с которым мы вместе играли еще в «Любви и голубях». Ему сейчас уже семьдесят семь лет.

- При приеме в студию Вы проводите какой-либо отбор? Или же берете абсолютно всех?

- Я работала и с маленькими детьми, и со школьниками, и со студентами, и со взрослыми… И никого никогда не прогоняла! Это мое кредо. Я считаю, что те, кому это не надо, рано или поздно уйдут сами.

- Занятия в студии бесплатные?

- Абсолютно. При этом некоторые ребята, отзанимавшись здесь, поступают потом в ведущие театральные ВУЗы. На моей памяти поступали в ГИТИС, Щукинское училище, Ярославский театральный институт. Одна девочка сейчас учится на актерском отделении Института культуры и искусств. Иногда я встречаю своих бывших учеников – они, конечно, очень радуются, рассказывают о своих успехах. Но, честно говоря, я никому не советую поступать учиться на актерский факультет. Даже если есть способности.

- Странно, а почему? Ведь для многих это мечта.

- Чтобы не разочаровываться. Поступить сегодня очень сложно, конкуренция невероятно высока. У актера должен быть такой уровень образованности! Он должен обладать столькими способностями! И телом владеть, и голосом… Я считаю, что драматический актер должен все уметь. Сегодня ты жонглируешь, завтра прыгаешь в окно, по заказу смеешься, плачешь… И как сложно все эти задатки увидеть в человеке! Нужно быть настоящим провидцем! Я восхищаюсь тем, как Олег Табаков умеет разглядеть в начинающем актере будущий талант. Такой дар есть далеко не у всех. Так что при поступлении вам должно очень сильно повезти – разглядит мастер в вас что-то или нет. Зачастую и очень хорошо подготовленных ребят не берут – не из-за того, что кто-то другой прошел по блату, а просто потому, что сегодня был не ваш день.

- Вам как режиссеру проще заниматься с детьми или взрослыми?

- По большому счету все равно, но, конечно, больше нравится работать с детьми. Мне интересно, весело с ними, потому что я сама очень хулиганистая (смеется). И хотя я их и ругаю иногда, все равно они меня любят, я знаю. Я поставила на сцене Дворца более двадцати сказок и новогодних интермедий.

- Наверняка ведь существует соперничество между ребятами – у кого главнее роль, кто говорит больше реплик… Обид нет?

- Каждый человек индивидуален. Я всегда говорю так: кто будет больше работать, у кого лучше получится, тот и будет играть в первую очередь. Но все равно у меня задействованы все – куда-нибудь я человека так и так поставлю. Или же ребята играют по очереди – бывает, мы даем спектакль четыре дня подряд, так что все успевают выступить.

- А чем занимаются Ваши собственные дети?

- У меня взрослая дочь, педагог дошкольного образования. Мы всегда жили на другом конце Москвы, в районе Планерной, поэтому в свой театр я не могла ее водить. Но она пишет стихи, так что творчество в ее жизни все равно присутствует. А еще у меня есть два внука. Старший вовсю пишет рифмованные тексты и читает их скороговоркой. Как это называется – рэп? (смеется). Младшему всего четыре года, и уже сейчас видно, что мальчик творчески одарен – постоянно что-то показывает, изображает.

- Светлана Сергеевна, наверняка у Вас есть какие-то награды, знаки отличия.

- Ну, во-первых, я Ветеран труда. Мне одной из первых вручили нагрудный знак «За достижения в культуре». Есть и другие награды: Нагрудный знак «За доблестный труд», «За заслуги перед Люберецким муниципальным районом Московской Области»… Но, честно говоря, все эти грамоты и медали меня никогда не интересовали.

- Такому заслуженному человеку как Вы наверняка предлагали какую-нибудь хорошую должность в сфере культуры.

- Было, было… И художественным руководителем предлагали стать, и еще кем-то… Но я всегда отказывалась. Это абсолютно не мое! Когда-то давно я замещала в театре нашего художественного руководителя, которая легла в больницу рожать. Как же я маялась, вы не представляете! Я ведь всегда работала по свободному графику – утром репетиция, вечером спектакль. А тут – кабинет! Я не понимаю, как можно просидеть целый день за столом, копаясь в бумагах. Простоять с восьми до пяти у конвейера или за станком. Да лучше застрелиться! Вот провести праздник, поставить сказку где-нибудь на природе – это для меня! Я лучше ночь просижу над сочинением сценария, чем буду где-то сидеть от звонка до звонка.

- Вы несколько раз упомянули в разговоре знаменитого уроженца Люберец – Николая Расторгуева. Вы с ним знакомы?

- Конечно. И с ним, и с его отцом, с которым мы, что называется, на короткой ноге. Он, кстати, великолепно поет. К сожалению, мы давно уже не виделись.

- У Вас есть какое-либо увлечение, хобби?

- Я очень люблю встречаться со старыми друзьями, с теми, кто еще, как говорится, жив (смеется). Мы собираемся на Дни театра, я приглашаю их на свои юбилеи. Многие приходят с детьми, с внуками. Какое у меня хобби… Крестиком не вышиваю, вязать не вяжу – у меня от этого голова болит (смеется). Я очень люблю плавать. Причем хожу не только в бассейн, но и на открытую воду. За сорок пять минут делаю полтора километра. В юности бегала на лыжах, играла в волейбол. А еще я очень люблю читать.

- Что читаете чаще всего?

- Не спрашивайте меня об этом, иначе я буду перечислять до утра (смеется). Я вообще не понимаю, как может быть один любимый писатель, поэт, композитор, группа, направление в музыке. Мне всегда было интересно и то, и это, и пятое, и десятое. Конечно, когда много всего – тоже плохо. Я всегда завидовала людям, которые выбрали себе в жизни какое-то одно направление и целенаправленно двигались по этому пути, никуда не сворачивая. Я никогда так не могла.

- Но наверняка ведь есть любимые драматурги.

- Разумеется, Чехов, Островский, Горький. Из современных классиков – Михаил Рощин и Александр Володин.

- Где Вам доводилось бывать на гастролях?

- Да по всей стране! Я же говорю – работала от Волги до Енисея! Ездили в Сыктывкар, Таллинн, Ригу, Киев… Все города по-своему красивы. В 1984 году меня наградили путевкой, и я объехала всю Грузию. Выучила несколько грузинских слов, несколько песен, и везде меня принимали за свою (смеется). Ну а что – слух хороший, язык подвешен… Я вообще очень быстро нахожу с людьми общий язык, я везде своя. Один режиссер говорил мне: «Тебя в Сахару брось, ты и там себе друзей найдешь» (смеется). Действительно, не зная языка, я могу разговаривать с кем угодно и о чем угодно. Я уж не говорю о том, чтобы обаять человека! К нам ведь в свое время приезжало много иностранцев – из Франции, Аргентины, Болгарии, Шотландии, а один большой начальник из Марокко даже хотел забрать меня с собой. Но мне и здесь, в России, хорошо!

- А иностранные языки изучали?

- Конечно. В школе – немецкий, в училище – французский. Несмотря на то, что сама я за границей никогда не была, у меня очень много друзей-иностранцев. Одно время практиковала английский с супружеской парой из США. Он – специалист по русской литературе начала двадцатого века, она – по русскому театру. И вот мы обменивались опытом, учили друг друга правильному произношению.

У меня вообще, можно сказать, тяга к энциклопедическому познанию. Я очень люблю словари, кроссворды, обожаю передачи вроде «Что? Где? Когда?» и «Кто хочет стать миллионером?». В общем, люблю напрягать мозги. Мои настольные книги – словарь иностранных слов, толковый словарь Ожегова, словарь ударений. Есть и старый советский словарь для работников радио и телевидения. Я, к слову сказать, не переношу, когда неправильно произносят слова, не там ставят ударение. Особенно если это позволяют себе профессиональные дикторы.

- Вы сами как зритель посещаете театр? Если да, то на какие спектакли ходите?

- Только на хорошие спектакли. Моя однокурсница работает главным администратором МХАТа, и я всегда прислушиваюсь к ее советам. А так одно лето я как-то ходила на все подряд – от скуки чуть не умерла! И играют плохо, и пьесы не ахти.

- Как, по-вашему, в Люберцах много людей ходит в театр?

- Я работаю здесь без малого сорок лет и могу сказать следующее: несмотря на то, что в городе всегда был сильный театр, к сожалению, Люберцы, в отличие от того же Жуковского, не театральный город.

- Почему?

- Во-первых, очень близко Москва – народ предпочитает ездить на столичную сцену. Во-вторых, мне кажется, все идет от головы. Я хочу сказать, что власть не проявляет к нам такого уж большого интереса, как хотелось бы. Никто особо не помогает театру. Сегодня у студии практически нет никакой материальной базы. А ведь нужно и хорошее помещение, и костюмы, и достойное музыкальное сопровождение. К сожалению, мы ограничены в возможностях. Занимаемся всего два раза в неделю по три часа. Выступаем тоже не так часто, как хотелось бы… Преподавательский состав состоит всего из двух человек – меня и Юлии Новиковой, моей ученицы.

- А где же спонсоры, где меценаты?

- Никто не будет даже браться, никому это не надо. Я ведь не администратор, я занимаюсь творческими вопросами. А студии нужен такой человек, настоящий живчик, который бы со всеми договаривался, устраивал концерты, искал тех же спонсоров, привлекал средства. А кто этим будет заниматься?

Но все же мы как-то выходим из положения. Помогают родители детей, сами актеры – подшивают старые костюмы, отдают какой-то реквизит… Вот, например, к нам приходит Владимир Колеснов. По профессии – хирург-травматолог, театром занимается для души. Он помогает нам с музыкой, со светом, печатает пьесы, решает технические вопросы – все делает. Так что очень многое сегодня держится на энтузиазме – нашем, и людей, которые здесь занимаются. Но я надеюсь, скоро все будет по-другому. По крайней мере, новый директор Дворца культуры обещает все изменить, он уже начал помогать нам.

- Были ли в Вашей жизни периоды, может быть, в тяжелые девяностые годы, когда хотелось уйти из театра, заняться чем-нибудь другим?

- Никогда. Даже в те времена нам ни разу не задержали зарплату – наверное, потому что она была мизерная (смеется). Впрочем, мне никогда и не надо было много денег. Я горжусь тем, что я – профессиональная актриса и ничем другим в жизни никогда не занималась. Да, приходилось подрабатывать, но все равно это всегда была творческая работа: я и свадьбы вела, и сценарии писала, и детские праздники проводила, преподавала и в Москве и в Подмосковье.

- Что планируете ставить со студией в ближайшее время?

- Скоро мы начнем готовить новую интермедию. Также планируем ставить пьесу для школьников «Бедолаги» – это инсценировка сразу нескольких авторов, будем готовить Масленицу, композиции к различным праздникам и концертам.

- У современной молодежи есть много разных альтернатив театру – это уже даже не телевизор и улица, а, скорее, компьютер и интернет. А, может быть, им и не надо ходить в театр?

- Как это не надо? Наоборот, нужно приходить как можно чаще. Театр ведь не только развивает личность, он учит сопереживать, познавать мир. Это один из немногих видов искусства, который заставляет зрителя работать и головой, и сердцем.

- Что можете пожелать нашим читателям? Родителям, которые сомневаются, отдавать ли свое чадо в театральную студию?

- Обязательно приводите ваших детей заниматься. Это принесет только добро. Даже если у ребенка нет больших способностей, он научится правильно и громко говорить, ясно выражать свои мысли, читать стихи, видеть мир вокруг себе по-другому – все эти таланты обязательно пригодятся ему по жизни. Занимаясь театральным искусством, наши ребята становятся интересными людьми, они всегда и везде чувствуют себя в своей тарелке!

- Светлана Сергеевна, огромное спасибо за интересную беседу!

Текст: Александр Волчан
Фото: из личного архива С.С. Пятайкиной


Поделиться:

27.09.2013

Вернуться к списку новостей

  

Оставить отзыв

Заголовок:
Имя:
E-Mail:
Сообщение:
 

Наши издания

  • Раменское/Жуковский
  • Люберцы

Светлана Пятайкина: Я профессиональная актриса и горжусь этим!


Пятайкина Светлана Сергеевна
Руководитель детской театральной студии при Люберецком районном Дворце культуры
Дата рождения: 27 января 1948 г.
Образование: Новосибирское театральное училище (специальность – актриса драматического театра)
Хобби: плавание

Вот уже много лет в Люберецком районном Доме культуры работает детская театральная студия. Возглавляет ее Светлана Сергеевна Пятайкина, актриса с более чем сорокалетним стажем работы. За спиной у нее работа во многих советских театрах, на протяжении долгих лет она была бессменной ведущей всех крупных мероприятий в городе. Не случайно в Люберецком районе её знают очень и очень многие.

В свои шестьдесят пять Светлана Сергеевна – очень активный человек! Она не лезет за словом в карман, задорный ершистый характер выдают веселые искрящиеся глаза. Наверное, все-таки не зря говорят, что настоящие актрисы всегда остаются молодыми.

- Светлана Сергеевна, здравствуйте. Расскажите, как начинался Ваш творческий путь?

- Начать, наверное, нужно с того, что я сибирячка. Мой родной город – Новосибирск. С десяти лет я занималась в театральном кружке, играла и Деда Мороза, и классику… Кого только не играла! Ходила я и в школьный театр. Так что, сами понимаете, выбор профессии передо мной не стоял. После одиннадцати классов я сразу же поступила в Новосибирское театральное училище – одно из самых сильных в сибирском регионе, одно из лучших в стране.

- Помните первое место работы?

- Еще во время учебы я устроилась в Новосибирский ТЮЗ. А потом меня помотало по стране. Как поется в песне «Любэ»: «от Волги до Енисея». Так вот я и на Енисее работала, и на Волге, и на Каме в Удмуртии, и в Ашхабаде и в Чебоксарах.

- Как оказались в Москве?

- В 1976 году меня привез сюда мой муж. По образованию он режиссер, окончил Московский институт культуры и искусств. В то время здесь, в Люберецком Дворце культуры работала художественным руководителем его однокурсница, которая и помогла мне трудоустроиться. В то время на базе ДК функционировал Народный театр, куда меня приняли актрисой. Вот были времена! Здесь работали три или четыре известных режиссера, профессиональные актеры с Таганки, приезжали и играли с нашими артистами актеры «Современника»: Е. Евстигнеев, В. Земляникин. Ставили и отечественную, и зарубежную классику, современные спектакли – все на самом высоком уровне. Для меня это было важно, потому что я терпеть не могла самодеятельность.

Так я начала работать на новом месте. Сначала просто играла, потом стала подучивать молодых актеров и актрис – сценической речи, актерскому мастерству… Однажды заболела режиссер и мне пришлось самой ставить спектакль. А я режиссуру ненавидела! В училище педагогу так и говорила: «Я Ваш предмет терпеть не могу»! Но делать было нечего – пришлось не только играть, но и все выстраивать, заниматься архитектурой спектакля. Справилась. А потом пошли концерты, разные мероприятия... Не обходилось и без демонстраций, на которых тоже приходилось выступать. Мы с театром очень много гастролировали – и по Москве, и в области, и в других крупных городах, например, часто ездили в Киев.

- У каждого артиста есть амплуа. Какие роли Вам обычно доставались?

- Это хохма еще та! Я всегда говорю: как родилась я в резко-континентальном климате, так у меня и по жизни все резко-континентальное (смеется). В училище у меня было много педагогов – три мастера по речи, три мастера по сценическому мастерству, преподаватель по основам режиссуры, даже учитель фехтования был! И все до единого видели меня по-разному! Один – острохарактерной актрисой, другой – разнохарактерной, третий – травести (амплуа, требующее исполнения роли другого пола – прим.ред.), педагог по речи вообще сказал, что я трагическая актриса. Кстати, в дипломном спектакле я и играла трагическую роль старухи – кроме меня ее сыграть никто не мог.

- Ну, а любимые роли какие у Вас?

- Прежде всего, это Катя в пьесе Александра Володина «Пять вечеров». Эту роль я исполняла, когда работала в Ашхабаде. Там мою игру оценили – сразу же начали звать на концерты, правительственные мероприятия, на телевидение… В общем, всюду! Но муж сменил место работы, и нам пришлось оттуда уехать – но это так, к слову… А еще мне нравилось играть Надежду в пьесе «Любовь и голуби». Это был потрясающий спектакль! Еще одна любимая роль – Лавры в пьесе Михаила Рощина «Эшелон».

- Наверное, для артиста важны такие вещи как признание, слава, любовь публики…

- Вы знаете, у меня с этим всегда все было в порядке. В течение многих лет, наверное, три десятилетия, я была и голосом, и лицом города Люберцы. Проводила практически все крупные мероприятия – День Победы, День защиты детей, День России… Приведу один пример. Однажды в честь Дня города устраивался большой концерт, на который собралось огромное количество людей. Многотысячная толпа начиналась от центра Люберец (Креста) и расходилась лучами в три стороны. Внезапно пошел сильный дождь, и у нас отказала аппаратура. Музыка не звучит, микрофоны молчат. Организаторы в шоке, Коля Расторгуев (а там и «Любэ» выступали) злится. Что делать? Надо как-то срочно заполнить паузу. Позвали меня. Выхожу на сцену – под ногами море зонтов. Ну, я и начала их развлекать. Минут пятнадцать, не меньше, я дирижировала людьми, буквально держала их в руках. Хотела – они смеялись, хотела – плакали. Так что власть над народом я имела (смеется). Никогда этого не забуду.

- Как же Вы без микрофона справились?

- У меня раньше голос был еще тот! Помню, Анита Цой мне как-то сказала: «Света, ты самая лучшая рок-ведущая в России» (смеется). Я совершенно спокойно брала ноты от самых низов и до верхушек. В училище педагоги даже говорили, что мне нужно идти или в оперу или в оперетту. А я никого не послушала и пошла в драму!

- А были ли у Вас роли в кино?

- Последние три года я довольно много снимаюсь на телевидении. Так, ничего серьезного – сериалы и телепередачи: «Чего хочет женщина», «Участковый детектив», «Право на защиту», «До суда», «Прокурорская проверка», «Ты не один». Снималась в детективах «Пятая стража» и «След». Иногда не очень интересно, иногда, когда попадается хороший режиссер, получается здорово. Конечно, надо отдавать себе отчет, что это поток, в котором участвуешь только чтобы улучшить собственное благосостояние.

- Когда была организована детская театральная студия?

- Это было очень давно. Дворец культуры в Люберцах открылся в 1962 году. Практически сразу в нем был организован театр, который уже через год, в 1963-м, получил звание «Народного». Вместе с театром открылась и театральная студия. Сегодня в ней обучается порядка пятнадцати-двадцати человек. Кстати, несмотря на название, заниматься актерским мастерством у нас могут не только дети, но и взрослые. Например, к нам иногда приходит мой старый знакомый актер, с которым мы вместе играли еще в «Любви и голубях». Ему сейчас уже семьдесят семь лет.

- При приеме в студию Вы проводите какой-либо отбор? Или же берете абсолютно всех?

- Я работала и с маленькими детьми, и со школьниками, и со студентами, и со взрослыми… И никого никогда не прогоняла! Это мое кредо. Я считаю, что те, кому это не надо, рано или поздно уйдут сами.

- Занятия в студии бесплатные?

- Абсолютно. При этом некоторые ребята, отзанимавшись здесь, поступают потом в ведущие театральные ВУЗы. На моей памяти поступали в ГИТИС, Щукинское училище, Ярославский театральный институт. Одна девочка сейчас учится на актерском отделении Института культуры и искусств. Иногда я встречаю своих бывших учеников – они, конечно, очень радуются, рассказывают о своих успехах. Но, честно говоря, я никому не советую поступать учиться на актерский факультет. Даже если есть способности.

- Странно, а почему? Ведь для многих это мечта.

- Чтобы не разочаровываться. Поступить сегодня очень сложно, конкуренция невероятно высока. У актера должен быть такой уровень образованности! Он должен обладать столькими способностями! И телом владеть, и голосом… Я считаю, что драматический актер должен все уметь. Сегодня ты жонглируешь, завтра прыгаешь в окно, по заказу смеешься, плачешь… И как сложно все эти задатки увидеть в человеке! Нужно быть настоящим провидцем! Я восхищаюсь тем, как Олег Табаков умеет разглядеть в начинающем актере будущий талант. Такой дар есть далеко не у всех. Так что при поступлении вам должно очень сильно повезти – разглядит мастер в вас что-то или нет. Зачастую и очень хорошо подготовленных ребят не берут – не из-за того, что кто-то другой прошел по блату, а просто потому, что сегодня был не ваш день.

- Вам как режиссеру проще заниматься с детьми или взрослыми?

- По большому счету все равно, но, конечно, больше нравится работать с детьми. Мне интересно, весело с ними, потому что я сама очень хулиганистая (смеется). И хотя я их и ругаю иногда, все равно они меня любят, я знаю. Я поставила на сцене Дворца более двадцати сказок и новогодних интермедий.

- Наверняка ведь существует соперничество между ребятами – у кого главнее роль, кто говорит больше реплик… Обид нет?

- Каждый человек индивидуален. Я всегда говорю так: кто будет больше работать, у кого лучше получится, тот и будет играть в первую очередь. Но все равно у меня задействованы все – куда-нибудь я человека так и так поставлю. Или же ребята играют по очереди – бывает, мы даем спектакль четыре дня подряд, так что все успевают выступить.

- А чем занимаются Ваши собственные дети?

- У меня взрослая дочь, педагог дошкольного образования. Мы всегда жили на другом конце Москвы, в районе Планерной, поэтому в свой театр я не могла ее водить. Но она пишет стихи, так что творчество в ее жизни все равно присутствует. А еще у меня есть два внука. Старший вовсю пишет рифмованные тексты и читает их скороговоркой. Как это называется – рэп? (смеется). Младшему всего четыре года, и уже сейчас видно, что мальчик творчески одарен – постоянно что-то показывает, изображает.

- Светлана Сергеевна, наверняка у Вас есть какие-то награды, знаки отличия.

- Ну, во-первых, я Ветеран труда. Мне одной из первых вручили нагрудный знак «За достижения в культуре». Есть и другие награды: Нагрудный знак «За доблестный труд», «За заслуги перед Люберецким муниципальным районом Московской Области»… Но, честно говоря, все эти грамоты и медали меня никогда не интересовали.

- Такому заслуженному человеку как Вы наверняка предлагали какую-нибудь хорошую должность в сфере культуры.

- Было, было… И художественным руководителем предлагали стать, и еще кем-то… Но я всегда отказывалась. Это абсолютно не мое! Когда-то давно я замещала в театре нашего художественного руководителя, которая легла в больницу рожать. Как же я маялась, вы не представляете! Я ведь всегда работала по свободному графику – утром репетиция, вечером спектакль. А тут – кабинет! Я не понимаю, как можно просидеть целый день за столом, копаясь в бумагах. Простоять с восьми до пяти у конвейера или за станком. Да лучше застрелиться! Вот провести праздник, поставить сказку где-нибудь на природе – это для меня! Я лучше ночь просижу над сочинением сценария, чем буду где-то сидеть от звонка до звонка.

- Вы несколько раз упомянули в разговоре знаменитого уроженца Люберец – Николая Расторгуева. Вы с ним знакомы?

- Конечно. И с ним, и с его отцом, с которым мы, что называется, на короткой ноге. Он, кстати, великолепно поет. К сожалению, мы давно уже не виделись.

- У Вас есть какое-либо увлечение, хобби?

- Я очень люблю встречаться со старыми друзьями, с теми, кто еще, как говорится, жив (смеется). Мы собираемся на Дни театра, я приглашаю их на свои юбилеи. Многие приходят с детьми, с внуками. Какое у меня хобби… Крестиком не вышиваю, вязать не вяжу – у меня от этого голова болит (смеется). Я очень люблю плавать. Причем хожу не только в бассейн, но и на открытую воду. За сорок пять минут делаю полтора километра. В юности бегала на лыжах, играла в волейбол. А еще я очень люблю читать.

- Что читаете чаще всего?

- Не спрашивайте меня об этом, иначе я буду перечислять до утра (смеется). Я вообще не понимаю, как может быть один любимый писатель, поэт, композитор, группа, направление в музыке. Мне всегда было интересно и то, и это, и пятое, и десятое. Конечно, когда много всего – тоже плохо. Я всегда завидовала людям, которые выбрали себе в жизни какое-то одно направление и целенаправленно двигались по этому пути, никуда не сворачивая. Я никогда так не могла.

- Но наверняка ведь есть любимые драматурги.

- Разумеется, Чехов, Островский, Горький. Из современных классиков – Михаил Рощин и Александр Володин.

- Где Вам доводилось бывать на гастролях?

- Да по всей стране! Я же говорю – работала от Волги до Енисея! Ездили в Сыктывкар, Таллинн, Ригу, Киев… Все города по-своему красивы. В 1984 году меня наградили путевкой, и я объехала всю Грузию. Выучила несколько грузинских слов, несколько песен, и везде меня принимали за свою (смеется). Ну а что – слух хороший, язык подвешен… Я вообще очень быстро нахожу с людьми общий язык, я везде своя. Один режиссер говорил мне: «Тебя в Сахару брось, ты и там себе друзей найдешь» (смеется). Действительно, не зная языка, я могу разговаривать с кем угодно и о чем угодно. Я уж не говорю о том, чтобы обаять человека! К нам ведь в свое время приезжало много иностранцев – из Франции, Аргентины, Болгарии, Шотландии, а один большой начальник из Марокко даже хотел забрать меня с собой. Но мне и здесь, в России, хорошо!

- А иностранные языки изучали?

- Конечно. В школе – немецкий, в училище – французский. Несмотря на то, что сама я за границей никогда не была, у меня очень много друзей-иностранцев. Одно время практиковала английский с супружеской парой из США. Он – специалист по русской литературе начала двадцатого века, она – по русскому театру. И вот мы обменивались опытом, учили друг друга правильному произношению.

У меня вообще, можно сказать, тяга к энциклопедическому познанию. Я очень люблю словари, кроссворды, обожаю передачи вроде «Что? Где? Когда?» и «Кто хочет стать миллионером?». В общем, люблю напрягать мозги. Мои настольные книги – словарь иностранных слов, толковый словарь Ожегова, словарь ударений. Есть и старый советский словарь для работников радио и телевидения. Я, к слову сказать, не переношу, когда неправильно произносят слова, не там ставят ударение. Особенно если это позволяют себе профессиональные дикторы.

- Вы сами как зритель посещаете театр? Если да, то на какие спектакли ходите?

- Только на хорошие спектакли. Моя однокурсница работает главным администратором МХАТа, и я всегда прислушиваюсь к ее советам. А так одно лето я как-то ходила на все подряд – от скуки чуть не умерла! И играют плохо, и пьесы не ахти.

- Как, по-вашему, в Люберцах много людей ходит в театр?

- Я работаю здесь без малого сорок лет и могу сказать следующее: несмотря на то, что в городе всегда был сильный театр, к сожалению, Люберцы, в отличие от того же Жуковского, не театральный город.

- Почему?

- Во-первых, очень близко Москва – народ предпочитает ездить на столичную сцену. Во-вторых, мне кажется, все идет от головы. Я хочу сказать, что власть не проявляет к нам такого уж большого интереса, как хотелось бы. Никто особо не помогает театру. Сегодня у студии практически нет никакой материальной базы. А ведь нужно и хорошее помещение, и костюмы, и достойное музыкальное сопровождение. К сожалению, мы ограничены в возможностях. Занимаемся всего два раза в неделю по три часа. Выступаем тоже не так часто, как хотелось бы… Преподавательский состав состоит всего из двух человек – меня и Юлии Новиковой, моей ученицы.

- А где же спонсоры, где меценаты?

- Никто не будет даже браться, никому это не надо. Я ведь не администратор, я занимаюсь творческими вопросами. А студии нужен такой человек, настоящий живчик, который бы со всеми договаривался, устраивал концерты, искал тех же спонсоров, привлекал средства. А кто этим будет заниматься?

Но все же мы как-то выходим из положения. Помогают родители детей, сами актеры – подшивают старые костюмы, отдают какой-то реквизит… Вот, например, к нам приходит Владимир Колеснов. По профессии – хирург-травматолог, театром занимается для души. Он помогает нам с музыкой, со светом, печатает пьесы, решает технические вопросы – все делает. Так что очень многое сегодня держится на энтузиазме – нашем, и людей, которые здесь занимаются. Но я надеюсь, скоро все будет по-другому. По крайней мере, новый директор Дворца культуры обещает все изменить, он уже начал помогать нам.

- Были ли в Вашей жизни периоды, может быть, в тяжелые девяностые годы, когда хотелось уйти из театра, заняться чем-нибудь другим?

- Никогда. Даже в те времена нам ни разу не задержали зарплату – наверное, потому что она была мизерная (смеется). Впрочем, мне никогда и не надо было много денег. Я горжусь тем, что я – профессиональная актриса и ничем другим в жизни никогда не занималась. Да, приходилось подрабатывать, но все равно это всегда была творческая работа: я и свадьбы вела, и сценарии писала, и детские праздники проводила, преподавала и в Москве и в Подмосковье.

- Что планируете ставить со студией в ближайшее время?

- Скоро мы начнем готовить новую интермедию. Также планируем ставить пьесу для школьников «Бедолаги» – это инсценировка сразу нескольких авторов, будем готовить Масленицу, композиции к различным праздникам и концертам.

- У современной молодежи есть много разных альтернатив театру – это уже даже не телевизор и улица, а, скорее, компьютер и интернет. А, может быть, им и не надо ходить в театр?

- Как это не надо? Наоборот, нужно приходить как можно чаще. Театр ведь не только развивает личность, он учит сопереживать, познавать мир. Это один из немногих видов искусства, который заставляет зрителя работать и головой, и сердцем.

- Что можете пожелать нашим читателям? Родителям, которые сомневаются, отдавать ли свое чадо в театральную студию?

- Обязательно приводите ваших детей заниматься. Это принесет только добро. Даже если у ребенка нет больших способностей, он научится правильно и громко говорить, ясно выражать свои мысли, читать стихи, видеть мир вокруг себе по-другому – все эти таланты обязательно пригодятся ему по жизни. Занимаясь театральным искусством, наши ребята становятся интересными людьми, они всегда и везде чувствуют себя в своей тарелке!

- Светлана Сергеевна, огромное спасибо за интересную беседу!

Текст: Александр Волчан
Фото: из личного архива С.С. Пятайкиной


Поделиться:

27.09.2013

Вернуться к списку новостей

  

Оставить отзыв

Заголовок:
Имя:
E-Mail:
Сообщение:
 

реклама

  • image
  • image
Google+