«Квадрат» — это издание, которое призвано помочь вам оказаться в нужное время в нужном месте

Узнать о нас больше

Оно создано для активных людей, которым важно быть в эпицентре событий культурной жизни города. Самая полная и свежая информация о культурной жизни: афиши кинотеатров и ДК, расписание выставок и концертов. интервью с людьми, которые занимают значимое место в деловой и общественной жизни и многое другое!

Интервью

Алексей Кутаков работает в сфере развлекательных мероприятий с 1998 года. Он начинал свою карьеру в качестве ведущего, затем создал компанию по организации праздников «Russ Event». Несмотря на управленческую деятельность, Алексей по-прежнему ведет мероприятия – это его призвание. Он умеет делать праздники как яркими и насыщенными, так и интеллигентными и деловыми - все зависит от поставленных задач.

image 11.02.2020
Интервью

Луховицы славятся огурцами, Коломна – пастилой, Владимир – вишней, Гусь-Хрустальный – посудой. Знаете ли Вы, чем славен город Раменское, какой продукт везут из нашего года в подарок друзьям и знакомым?

Первая банка майонеза «Любительский», больше известный как «Раменский», сошла с конвейера в августе 1995 года. Мы хотим познакомить вас с человеком, который основал и возглавляет компанию «Миксма», выпускающую уже ставший легендарным для раменчан майонез, предпринимателем с большим стажем - Сергеем Владимировичем Степановым.    

image 13.06.2019
Интервью

Название «Фонбет» ассоциируется у большинства людей исключительно со ставками на спорт. Однако бар «Фонбет» в Жуковском развивается как гастрономическое заведение, где проходят разнообразные арт-программы. Люди, далекие от спорта, приезжают сюда с другого конца города, из Раменского. Почему? Узнать это мы решили у директора бара – Яна Самохвалова.

 

image 19.04.2019
Новости

"Новые Медтехнологии" теперь и в Жуковском!

Хорошие новости для жуковчан! Медицинский центр «Новые Медтехнологии, давно зарекомендовавший себя в Раменском благодаря  опытным специалистам  и лояльной, социально-ориентированной ценовой политике, недавно открылся и в Жуковском.  

 

image 11.02.2020
Новости

Новый семейный ресторан «Lion»

Новый семейный ресторан «Lion» — это изысканный дизайн интерьера, атмосфера уюта и тепла. Здесь с одинаковым вниманием относятся как  ко взрослым, так и к маленьким гостям.

image 11.02.2020
Новости

Где купить качественный текстиль?

Домашний текстиль – это то, что создает атмосферу, делает наше жилье по-настоящему уютным и комфортным, создает определенный стиль. Постельное белье и домашний трикотаж – неотъемлемая часть любого дома – играют зимой особую роль...

image 11.02.2020
Новости

EXPERT BEAUTY GALLERY

Как известно, глаза являются зеркалом души и им, как и любому зеркалу, нужно достойное обрамление. Его роль выполняют брови и ресницы, поэтому и те, и другие должны быть близки к идеалу. Как этого достичь? Отправиться в  галерею красоты «Expert beauty gallery», которую открыли Александра Борисова («Cherry media») и Наталья Аксенова («IQ de Nails»).

 

image 11.02.2020
Статьи

Друг с севера: Аляскинский маламут

С Анной Николаевой мы знакомы давно  -  с открытия в Раменском, а затем и в Жуковском магазинов сети «Мосигра». Но сегодня мы встречаемся по абсолютно другому поводу – Анна является заводчиком собак породы аляскинский маламут.

image 11.02.2020
Статьи

КАК ПОХУДЕТЬ?

Советы новичкам о питании и тренировках. Автор: фитнес-тренер Мария Размыслович

 

 

image 11.02.2020
Статьи

Всё-всё-всё для сладких снов

Мебельная компания «Ёлочка» - это настоящая находка для родителей, которые хотят создать уютную, комфортную, эстетически привлекательную детскую комнату, где будут преобладать натуральные материалы.

image 11.02.2020
Статьи

НМХ: Хирургические операции с комфортом и гарантией

«Мы спасём Вашу жизнь» - так кратко сформулирована философия «Новой мировой хирургии». Для того, чтобы узнать подробности о новом хирургическом стационаре «из первых рук», мы встретились с учредителем клиники «Новая Мировая хирургия» Романом Вячеславовичем Гусевым.

image 11.03.2019

Изнутри: Гжельский фарфоровый завод


Изнутри: Гжельский фарфоровый завод

С какими предметами и образами иностранцы чаще всего ассоциируют Россию? Шапка-ушанка, Красная площадь, матрешка… В этот ряд смело можно ставить и сине-белые фарфоровые изделия, известные во всем мире как «гжель». Гжельская ручная роспись, уже давно ставшая визитной карточкой нашей страны, неразрывно связана со всей русской культурой, фольклорными обычаями, деревнями…

Нам повезло. Та небольшая, с точки зрения географии, область, где веками изготовляется гжельский фарфор, находится в Раменском районе, совсем рядом с нами. Сегодня нам ничего не стоит сесть на автобус и за каких-нибудь полчаса добраться до исторических мест, пронизанных духом старинных обычаев и традиций.

Для того, чтобы увидеть процесс приготовления фарфора собственными глазами, мы отправились в Гжель.

История гжельского промысла

Гжельский промысел – один из самых древних в стране. Его история насчитывает почти семь столетий. Местные жители издревле занимались добычей красной глины. Это было обусловлено особенностью местных почв – залежи находились очень близко к поверхности, что значительно облегчало доступ к ним.

Широкая добыча гжельской глины ведется с 17 века. Еще в 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам». Чудесные свойства глины отмечал и великий русский ученый М.В. Ломоносов. Все это способствовало бурному росту торговли и, как следствие, развитию всего региона – добытая глина отправлялась в Москву и другие крупные города по всей Руси. Гжельские ремесленники организовывали свой промысел, создавали небольшие предприятия, которые затем передавались по наследству. Здесь изготавливалась гончарная посуда, кирпич, трубы, изразцы, детские игрушки…

Затем пришло время фарфора. До этого в Россию он завозился из Китая, причем фарфор был чрезвычайно дорогим и купить его могли только очень обеспеченные люди. Однако после того, как в начале 19-го века в Гжели была найдена особая белая глина, началось производство нашего, отечественного фарфора. В 1810 году здесь был создан первый фарфоровый завод, открытый промышленником Кузнецовым. Со временем предприятий становилось все больше – к моменту Отечественной войны 1812 года в Гжели насчитывалось порядка 25 больших и маленьких заводов по производству фарфора.

В советское время, когда все фабрики и заводы в стране были национализированы, на большинстве гжельских предприятий было организовано производство электрофарфора. На некоторое время производство художественного фарфора прерывается. Однако уже после Великой Отечественной войны начиная с 1947 года, оно расцветает с новой силой, гжельский промысел начинает возрождаться. Кстати, именно с этого периода гжель принимает тот вид, по которому ее сегодня знают во всем мире – сине-белый. Мало кому известно, что до этого момента гжельский фарфор расписывался самыми разными цветами. Почему же было решено ограничиться именно бело-синим цветом? Во-первых, это было экономично (ведь использовалась всего одна краска), во-вторых, считалось, что от синего цвета не устает глаз и к тому же он хорошо гармонирует с другими материалами, например, деревом.

Наивысший расцвет производства гжельского фарфора приходится на 70-80-е годы двадцатого века. Именно в этот период на предприятия приглашается огромное количество профессиональных художников, специалистов с высшим образованием. Не случайно работы, созданные в этот период, считаются эталоном всего гжельского искусства. При всем при этом в советское время гжель считалась дефицитной продукцией, купить ее можно было только за валюту или за границей.

В 90-е годы все изменилось. Предприятия стали переходить в частные руки, некоторые гжельские производства закрылись. Но была во всем этом и хорошая сторона – в условиях нового русского капитализма в массовом порядке здесь стало появляться большое количество различных товариществ и объединений по производству фарфора. Вновь, как и много веков назад, на гжельской земле воцарился дух предпринимательства – если вы сегодня проедетесь по близлежащим деревням и оцените широту предлагаемого ассортимента, вы поймете, что гжель проникла во все сферы нашей жизни. В огромном количестве предлагается сувенирная продукция, посуда, люстры, бра, подсвечники, лампы, часы, печи, игрушки, камины, иконостасы, киоты… Оказывается, даже внутренняя и внешняя отделка помещений может быть оформлена в гжельском стиле! Сегодня на территории Гжели производством фарфора занимается порядка полусотни предприятий – от мелких, кустарных, до крупных, производящих фарфор в промышленных масштабах. И на одно из них мы отправились с экскурсией.

Гжельский фарфоровый завод

Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года. В советское время завод специализировался на производстве электроизоляторов, начав их выпуск в соответствии с планом ГОЭЛРО в 20-х годах минувшего века. Однако в начале 90-х было решено вернуться к изготовлению художественного фарфора. За прошедшие 25 лет Гжельский фарфоровый завод стал одним из самых крупных российских производителей традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью.

Рассказывает Федоровская Татьяна Дмитриевна, главный художник-керамист предприятия:
- Наш завод официально признан предприятием народного художественного промысла. Мы этим очень гордимся, ведь такое звание получает далеко не каждый производитель – сегодня их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Предприятие великолепно оснащено технически. Помимо ручного производства (чем, собственно, и ценна Гжель!) на заводе широко применяется машинный труд. Различные прессы, печи, машины литья под давлением и вакуумного литья – далеко не каждое предприятие может похвастать таким оборудованием. Именно здесь ручной труд гармонично соединяется с машинным, в результате чего завод в массовом порядке выпускает изделия, над каждым из которых трудился мастер.

На сегодняшний день ассортиментный ряд производимой продукции насчитывает более 600 видов различных изделий, причем список этот все время пополняется и видоизменяется. Связано это с тем, что, в отличие от крупных фарфоровых производств, где в массовом порядке выпускается посуда для населения, Гжель всегда больше специализировалась на сувенирной продукции, штучных изделиях, несущих декоративную функцию (чайных или кофейных парах, скульптурных композициях, шкатулках и т.д.). Невозможно представить, чтобы здесь из года в год конвейерным методом выпускали один и тот же вид продукции. Нет. Гжель – это всегда эксклюзив, всегда ручная авторская работа высочайшего качества. Неслучайно продукция местных мастеров вызывает повышенный интерес у коллекционеров.

Коллектив

На Гжельском фарфоровом заводе сформировался дружный и крепкий коллектив технологов, художников, мастеров производства, которые чтут и сохраняют старинные гжельские традиции. Многие из работающих здесь специалистов являются потомками тех мастеров, которые на протяжении десятилетий создавали из Гжели бренд мирового уровня. И если вы скажете, что Гжель – это потомственное производство, то окажетесь не так уж далеки от истины.

На предприятии работает большое количество выпускников Гжельского государственного художественно-промышленного института (ГГХПИ). Данное учебное заведение было основано еще в начале прошлого века, причем изначально оно создавалось именно как школа, в которой готовили специалистов по производству фарфора. В советское время на базе школы был создан техникум, а впоследствии и институт. В ГГХПИ проходят обучение будущие специалисты высшего и среднего звена, и многие выпускники сегодня работают на Гжельском фарфоровом заводе, создавая изделия по своим авторским композициям.

- Стать мастером по росписи не так просто, – говорит Татьяна Дмитриевна. – Попадая к нам на завод, человек проходит полугодичное обучение, впитывая в себя особую «гжельскую» атмосферу. Если присмотреться более внимательно, можно заметить, что весь гжельский промысел характеризуется особым юмором, добрым отношением к делу. Наши изделия должны быть максимально выразительными и привлекательными, чтобы человек, абстрагируясь от традиционных цветов, сразу понимал, что перед ним Гжель.

Среди специалистов, работающих на Гжельском фарфоровом заводе, можно встретить заслуженных и народных художников России, членов Союза художников. У многих из них проходят персональные выставки как в России, так и за рубежом.

Профессия художника-керамиста

Считается, что одна из самых творческих и вместе с тем сложных и трудоемких профессий на предприятии – это художник по керамике. На Гжельском фарфоровом заводе работают восемь таких специалистов. Именно под их контролем изделие проходит весь путь от задумки до конечного воплощения в фарфоре. Для того, чтобы изделие получилось, стало настоящим произведением искусства, художник обязан владеть всем механизмом производства, понимать всю технологию его создания.

Рабочее место художника-керамиста, можно сказать, его мастерская – это большой стол, на котором в творческом беспорядке нашли свое место бумага, резаки, пластилин, стеки, краски, кисточки… Каждый художник готовит инструменты под себя. В зависимости от ширины линий, от узора, который необходимо создать, подрезается длина ворсинок, выбирается толщина и форма кисти.

Сначала фигурка рождается на бумаге. Художник рисует несколько эскизов, изображая будущую скульптуру в разных ракурсах и положениях (зачастую уже сами по себе эскизы являются настоящими произведениями искусства). Затем фигурка обретает свое пластилиновое воплощение. С нее снимается форма, и получившееся «сырое » изделие апробируется (то есть оно в тестовом режиме проходит все дальнейшие процедуры – литье, роспись, обжиг и т.д.). Если качество получившегося в результате изделия устраивает художника, в форму заливается гипс, после чего гипсовый слепок снова дорабатывается (сглаживаются шероховатости, устраняются различные неровности и т.д.) и с изделия снимается еще одна, финальная форма.

Однако прежде чем получившаяся форма будет запущена в производство, ее должны утвердить. Этим занимается художественный совет завода, куда входят директор предприятия, главный художник, технолог, мастера из живописного и гипсо-модельного цехов. Именно эти специалисты, имея за плечами большой опыт производства, оценивают эстетику и художественные особенности изделия, решают, стоит ли давать новому произведению дорогу в большую жизнь.

Производство фарфора

Далее мы постараемся поэтапно описать весь процесс создания изделий из фарфора – процесс невероятно сложный, изобилующий огромным количеством нюансов и особенностей, разобраться в которых неспециалисту практически невозможно. Поэтому остановимся на самых основных моментах.

Доставка фарфоровой массы

Для производства фарфора нужна особая, белая глина и каолин. Когда-то беложгущаяся глина добывалась прямо здесь, в Гжели, однако со временем все карьеры были выработаны. Осталась только красная глина, которая залегает выше белой и в основном используется для производства кирпича и гончарных изделий. Белой глины в Гжели больше нет – именно поэтому сегодня фарфоровые предприятия вынуждены использовать привозное сырье. Как правило, каолин привозится из других регионов, зачастую даже из других стран. Однако страшного в этом ничего нет, ведь ценность гжельского промысла всегда была в традициях – производства, литья и, самое главное, росписи.

Итак, готовая фарфоровая масса на предприятие приходит в порошкообразном виде. Здесь она смешивается с водой (причем вода нужна не простая, а определенной мягкости). В получившуюся смесь добавляется ряд компонентов, придающих будущему фарфору (шликеру) текучесть и подвижность. Далее шликер обезвоживается под давлением в фильтр-прессах и полученные коржи фарфоровой массы проходят через вакуум-пресс, где происходит усреднение массы, уплотнение ее и удаление пузырьков воздуха. Масса нарезается небольшими цилиндрическими кусочками (будущими изделиями), удобными для дальнейшей работы.

На этом этапе очень важна работа технолога, который как раз и должен правильно составить рецептуру шликера. К слову сказать, рецептов производства фарфора очень много – на каждом предприятии они свои и, как правило, держатся в секрете.

Гипсо-модельный и литейный цеха

Далее часть шликера идет на изготовление простых изделий, например, тарелок или чашек. Специальный аппарат быстро и качественно придает массе необходимую форму, отправляя ее в литейный цех. (Кстати, ручки к посуде изготавливаются отдельно – их отливают и потом просто приклеивают к изделию). Для шликера, которому предстоит принять более сложный скульптурный вид, уже готовы специальные формы, изготовленные в гипсо-модельном цехе.

У каждого литейщика под рукой порядка ста различных форм. Форма заливается шликером (жидким фарфором), и через некоторое время, когда он подсыхает, литейщик извлекает на свет еще влажное изделие. Далее фигурка в течение одного-трех дней сохнет, после чего отправляется на оправку и зачистку. С помощью резака и губки оправщик вручную устраняет с изделия все неровности, зачищает литьевые швы.

Затем будущая фигурка отправляется в печку – ее ждет закрепляющий «низкий» обжиг при температуре 800 градусов. После этого изделие окунают в фуксиновый раствор, в результате чего оно становится характерного розового цвета. Делают это для того, чтобы обнаружить, нет ли на изделии трещин – в поврежденных местах розовый цвет приобретает более темный оттенок. Изделия с трещинами сразу же отбраковываются и выбрасываются. А на продукции, которая прошла фуксиновую проверку, ставится штамп предприятия, после чего она попадает на столы к живописцам.

Цех художественной росписи и сортировка

На предприятии работает порядка 50 живописцев. У каждого из них свой рабочий стол, за которым мастер наносит на изделие тот или иной рисунок. Работа это одновременно и творческая, и механическая, ведь, в отличие от художника, живописец пишет по образцу и ничего нового в узор практически не привносит. Основная задача живописца – качественно воспроизводить придуманный художником и утвержденный худсоветом рисунок. Хотя предлагать что-то свое вовсе не возбраняется – наоборот, если живописец придумывает какой-то нестандартный интересный ход, идущий на пользу изделию, это только приветствуется.

Узор наносится черной кобальтовой краской. Если вдруг у мастера дрогнула рука и рисунок необходимо исправить, это место осторожно соскабливается лезвием, после чего краска наносится еще раз. Закончив роспись, живописец ставит на изделии свою подпись – это делается, прежде всего, для контроля за качеством работы.

После того, как вещь расписали, ее покрывают глазурью и отправляют в камерную печь «высокого» обжига, где температура достигает 1350 градусов. Это один из самых ответственных этапов всей технологической цепочки. Расписанные глазурованные изделия осторожно устанавливаются на вагонетку и загоняются в печь размером с дачный домик.

Только теперь, после второго обжига изделие принимает знакомый нам сине-белый цвет (если фигурка подразумевает роспись золотом, она отправляется в специальный «золотой» цех, где после росписи ее ждет еще один обжиг). Теперь вещь попадает на сортировку, где ее тщательно проверяют на наличие трещин и другого брака, определяют сорт (первый, второй или третий – в зависимости от получившегося качества), проводят последнюю зачистку и упаковывают в коробку. Все – теперь изделие полностью готово и ждет своей очереди на отправку в магазин.

- Особенность всего гжельского промысла в том, – продолжает Татьяна Дмитриевна, – что на выходе изделия практически никогда не получаются идеально одинаковыми. Несмотря на то, что специалисты работают по четко прописанным инструкциям, мы все время наблюдаем те или иные отклонения от заданного стандарта. Это и неудивительно, ведь технологии сложнейшие, материал (фарфор) очень непредсказуем – никогда нельзя знать наверняка, как он себя поведет, например, при обжиге. Поэтому каждая получившаяся работа по-своему эксклюзивна и уникальна.

Если считать с момента литья, на изготовление одного изделия уходит как минимум две недели. Если же брать весь процесс в целом (с работой художника, со всеми утверждениями и согласованиями), то это может занять и месяц, и два. При всем при этом конечная стоимость изделия остается низкой, доступной практически каждому человеку.

На территории Гжельского фарфорового завода работает фирменный магазин, кроме того, у предприятия есть официальное представительство в Москве и интернет магазин на сайте www.efarfor.ru, где каждый может приобрести изделие, которое знают и ценят во всем мире. Однако если розничные магазины рассчитаны по большей части на туристов, в промышленных масштабах завод реализует свою продукцию через оптовых покупателей, которые, в свою очередь, распространяют сине-белые фигурки по всей России и за границу.

Гжельский фарфоровый завод является постоянным участником выставок народных художественных промыслов России. Его мощностей хватает, чтобы выполнять самые сложные и ответственные задачи государственного масштаба. Так, с сентября 2012 года завод Получил официальную лицензию и начал выпуск специальной коллекции с олимпийской символикой для XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи. Гордость коллекции – уникальные авторские талисманы «Сочи-2014», созданные в народных традициях лучшими мастерами завода. В январе этого года высокий уровень мастерства коллектива и нестандартный подход к выпуску лицензионной серии изделий Гжельского фарфорового завода был отмечен Организационным комитетом Олимпийских игр Дипломом «За быстрый старт».

Текст: А. Волчан
Фото предоставлены Гжельским фарфоровым заводом


Поделиться:

28.05.2013

Вернуться к списку новостей

  

Оставить отзыв

Заголовок:
Имя:
E-Mail:
Сообщение:
 

Наши издания

  • Раменское/Жуковский
  • Люберцы

Изнутри: Гжельский фарфоровый завод


Изнутри: Гжельский фарфоровый завод

С какими предметами и образами иностранцы чаще всего ассоциируют Россию? Шапка-ушанка, Красная площадь, матрешка… В этот ряд смело можно ставить и сине-белые фарфоровые изделия, известные во всем мире как «гжель». Гжельская ручная роспись, уже давно ставшая визитной карточкой нашей страны, неразрывно связана со всей русской культурой, фольклорными обычаями, деревнями…

Нам повезло. Та небольшая, с точки зрения географии, область, где веками изготовляется гжельский фарфор, находится в Раменском районе, совсем рядом с нами. Сегодня нам ничего не стоит сесть на автобус и за каких-нибудь полчаса добраться до исторических мест, пронизанных духом старинных обычаев и традиций.

Для того, чтобы увидеть процесс приготовления фарфора собственными глазами, мы отправились в Гжель.

История гжельского промысла

Гжельский промысел – один из самых древних в стране. Его история насчитывает почти семь столетий. Местные жители издревле занимались добычей красной глины. Это было обусловлено особенностью местных почв – залежи находились очень близко к поверхности, что значительно облегчало доступ к ним.

Широкая добыча гжельской глины ведется с 17 века. Еще в 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам». Чудесные свойства глины отмечал и великий русский ученый М.В. Ломоносов. Все это способствовало бурному росту торговли и, как следствие, развитию всего региона – добытая глина отправлялась в Москву и другие крупные города по всей Руси. Гжельские ремесленники организовывали свой промысел, создавали небольшие предприятия, которые затем передавались по наследству. Здесь изготавливалась гончарная посуда, кирпич, трубы, изразцы, детские игрушки…

Затем пришло время фарфора. До этого в Россию он завозился из Китая, причем фарфор был чрезвычайно дорогим и купить его могли только очень обеспеченные люди. Однако после того, как в начале 19-го века в Гжели была найдена особая белая глина, началось производство нашего, отечественного фарфора. В 1810 году здесь был создан первый фарфоровый завод, открытый промышленником Кузнецовым. Со временем предприятий становилось все больше – к моменту Отечественной войны 1812 года в Гжели насчитывалось порядка 25 больших и маленьких заводов по производству фарфора.

В советское время, когда все фабрики и заводы в стране были национализированы, на большинстве гжельских предприятий было организовано производство электрофарфора. На некоторое время производство художественного фарфора прерывается. Однако уже после Великой Отечественной войны начиная с 1947 года, оно расцветает с новой силой, гжельский промысел начинает возрождаться. Кстати, именно с этого периода гжель принимает тот вид, по которому ее сегодня знают во всем мире – сине-белый. Мало кому известно, что до этого момента гжельский фарфор расписывался самыми разными цветами. Почему же было решено ограничиться именно бело-синим цветом? Во-первых, это было экономично (ведь использовалась всего одна краска), во-вторых, считалось, что от синего цвета не устает глаз и к тому же он хорошо гармонирует с другими материалами, например, деревом.

Наивысший расцвет производства гжельского фарфора приходится на 70-80-е годы двадцатого века. Именно в этот период на предприятия приглашается огромное количество профессиональных художников, специалистов с высшим образованием. Не случайно работы, созданные в этот период, считаются эталоном всего гжельского искусства. При всем при этом в советское время гжель считалась дефицитной продукцией, купить ее можно было только за валюту или за границей.

В 90-е годы все изменилось. Предприятия стали переходить в частные руки, некоторые гжельские производства закрылись. Но была во всем этом и хорошая сторона – в условиях нового русского капитализма в массовом порядке здесь стало появляться большое количество различных товариществ и объединений по производству фарфора. Вновь, как и много веков назад, на гжельской земле воцарился дух предпринимательства – если вы сегодня проедетесь по близлежащим деревням и оцените широту предлагаемого ассортимента, вы поймете, что гжель проникла во все сферы нашей жизни. В огромном количестве предлагается сувенирная продукция, посуда, люстры, бра, подсвечники, лампы, часы, печи, игрушки, камины, иконостасы, киоты… Оказывается, даже внутренняя и внешняя отделка помещений может быть оформлена в гжельском стиле! Сегодня на территории Гжели производством фарфора занимается порядка полусотни предприятий – от мелких, кустарных, до крупных, производящих фарфор в промышленных масштабах. И на одно из них мы отправились с экскурсией.

Гжельский фарфоровый завод

Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года. В советское время завод специализировался на производстве электроизоляторов, начав их выпуск в соответствии с планом ГОЭЛРО в 20-х годах минувшего века. Однако в начале 90-х было решено вернуться к изготовлению художественного фарфора. За прошедшие 25 лет Гжельский фарфоровый завод стал одним из самых крупных российских производителей традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью.

Рассказывает Федоровская Татьяна Дмитриевна, главный художник-керамист предприятия:
- Наш завод официально признан предприятием народного художественного промысла. Мы этим очень гордимся, ведь такое звание получает далеко не каждый производитель – сегодня их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Предприятие великолепно оснащено технически. Помимо ручного производства (чем, собственно, и ценна Гжель!) на заводе широко применяется машинный труд. Различные прессы, печи, машины литья под давлением и вакуумного литья – далеко не каждое предприятие может похвастать таким оборудованием. Именно здесь ручной труд гармонично соединяется с машинным, в результате чего завод в массовом порядке выпускает изделия, над каждым из которых трудился мастер.

На сегодняшний день ассортиментный ряд производимой продукции насчитывает более 600 видов различных изделий, причем список этот все время пополняется и видоизменяется. Связано это с тем, что, в отличие от крупных фарфоровых производств, где в массовом порядке выпускается посуда для населения, Гжель всегда больше специализировалась на сувенирной продукции, штучных изделиях, несущих декоративную функцию (чайных или кофейных парах, скульптурных композициях, шкатулках и т.д.). Невозможно представить, чтобы здесь из года в год конвейерным методом выпускали один и тот же вид продукции. Нет. Гжель – это всегда эксклюзив, всегда ручная авторская работа высочайшего качества. Неслучайно продукция местных мастеров вызывает повышенный интерес у коллекционеров.

Коллектив

На Гжельском фарфоровом заводе сформировался дружный и крепкий коллектив технологов, художников, мастеров производства, которые чтут и сохраняют старинные гжельские традиции. Многие из работающих здесь специалистов являются потомками тех мастеров, которые на протяжении десятилетий создавали из Гжели бренд мирового уровня. И если вы скажете, что Гжель – это потомственное производство, то окажетесь не так уж далеки от истины.

На предприятии работает большое количество выпускников Гжельского государственного художественно-промышленного института (ГГХПИ). Данное учебное заведение было основано еще в начале прошлого века, причем изначально оно создавалось именно как школа, в которой готовили специалистов по производству фарфора. В советское время на базе школы был создан техникум, а впоследствии и институт. В ГГХПИ проходят обучение будущие специалисты высшего и среднего звена, и многие выпускники сегодня работают на Гжельском фарфоровом заводе, создавая изделия по своим авторским композициям.

- Стать мастером по росписи не так просто, – говорит Татьяна Дмитриевна. – Попадая к нам на завод, человек проходит полугодичное обучение, впитывая в себя особую «гжельскую» атмосферу. Если присмотреться более внимательно, можно заметить, что весь гжельский промысел характеризуется особым юмором, добрым отношением к делу. Наши изделия должны быть максимально выразительными и привлекательными, чтобы человек, абстрагируясь от традиционных цветов, сразу понимал, что перед ним Гжель.

Среди специалистов, работающих на Гжельском фарфоровом заводе, можно встретить заслуженных и народных художников России, членов Союза художников. У многих из них проходят персональные выставки как в России, так и за рубежом.

Профессия художника-керамиста

Считается, что одна из самых творческих и вместе с тем сложных и трудоемких профессий на предприятии – это художник по керамике. На Гжельском фарфоровом заводе работают восемь таких специалистов. Именно под их контролем изделие проходит весь путь от задумки до конечного воплощения в фарфоре. Для того, чтобы изделие получилось, стало настоящим произведением искусства, художник обязан владеть всем механизмом производства, понимать всю технологию его создания.

Рабочее место художника-керамиста, можно сказать, его мастерская – это большой стол, на котором в творческом беспорядке нашли свое место бумага, резаки, пластилин, стеки, краски, кисточки… Каждый художник готовит инструменты под себя. В зависимости от ширины линий, от узора, который необходимо создать, подрезается длина ворсинок, выбирается толщина и форма кисти.

Сначала фигурка рождается на бумаге. Художник рисует несколько эскизов, изображая будущую скульптуру в разных ракурсах и положениях (зачастую уже сами по себе эскизы являются настоящими произведениями искусства). Затем фигурка обретает свое пластилиновое воплощение. С нее снимается форма, и получившееся «сырое » изделие апробируется (то есть оно в тестовом режиме проходит все дальнейшие процедуры – литье, роспись, обжиг и т.д.). Если качество получившегося в результате изделия устраивает художника, в форму заливается гипс, после чего гипсовый слепок снова дорабатывается (сглаживаются шероховатости, устраняются различные неровности и т.д.) и с изделия снимается еще одна, финальная форма.

Однако прежде чем получившаяся форма будет запущена в производство, ее должны утвердить. Этим занимается художественный совет завода, куда входят директор предприятия, главный художник, технолог, мастера из живописного и гипсо-модельного цехов. Именно эти специалисты, имея за плечами большой опыт производства, оценивают эстетику и художественные особенности изделия, решают, стоит ли давать новому произведению дорогу в большую жизнь.

Производство фарфора

Далее мы постараемся поэтапно описать весь процесс создания изделий из фарфора – процесс невероятно сложный, изобилующий огромным количеством нюансов и особенностей, разобраться в которых неспециалисту практически невозможно. Поэтому остановимся на самых основных моментах.

Доставка фарфоровой массы

Для производства фарфора нужна особая, белая глина и каолин. Когда-то беложгущаяся глина добывалась прямо здесь, в Гжели, однако со временем все карьеры были выработаны. Осталась только красная глина, которая залегает выше белой и в основном используется для производства кирпича и гончарных изделий. Белой глины в Гжели больше нет – именно поэтому сегодня фарфоровые предприятия вынуждены использовать привозное сырье. Как правило, каолин привозится из других регионов, зачастую даже из других стран. Однако страшного в этом ничего нет, ведь ценность гжельского промысла всегда была в традициях – производства, литья и, самое главное, росписи.

Итак, готовая фарфоровая масса на предприятие приходит в порошкообразном виде. Здесь она смешивается с водой (причем вода нужна не простая, а определенной мягкости). В получившуюся смесь добавляется ряд компонентов, придающих будущему фарфору (шликеру) текучесть и подвижность. Далее шликер обезвоживается под давлением в фильтр-прессах и полученные коржи фарфоровой массы проходят через вакуум-пресс, где происходит усреднение массы, уплотнение ее и удаление пузырьков воздуха. Масса нарезается небольшими цилиндрическими кусочками (будущими изделиями), удобными для дальнейшей работы.

На этом этапе очень важна работа технолога, который как раз и должен правильно составить рецептуру шликера. К слову сказать, рецептов производства фарфора очень много – на каждом предприятии они свои и, как правило, держатся в секрете.

Гипсо-модельный и литейный цеха

Далее часть шликера идет на изготовление простых изделий, например, тарелок или чашек. Специальный аппарат быстро и качественно придает массе необходимую форму, отправляя ее в литейный цех. (Кстати, ручки к посуде изготавливаются отдельно – их отливают и потом просто приклеивают к изделию). Для шликера, которому предстоит принять более сложный скульптурный вид, уже готовы специальные формы, изготовленные в гипсо-модельном цехе.

У каждого литейщика под рукой порядка ста различных форм. Форма заливается шликером (жидким фарфором), и через некоторое время, когда он подсыхает, литейщик извлекает на свет еще влажное изделие. Далее фигурка в течение одного-трех дней сохнет, после чего отправляется на оправку и зачистку. С помощью резака и губки оправщик вручную устраняет с изделия все неровности, зачищает литьевые швы.

Затем будущая фигурка отправляется в печку – ее ждет закрепляющий «низкий» обжиг при температуре 800 градусов. После этого изделие окунают в фуксиновый раствор, в результате чего оно становится характерного розового цвета. Делают это для того, чтобы обнаружить, нет ли на изделии трещин – в поврежденных местах розовый цвет приобретает более темный оттенок. Изделия с трещинами сразу же отбраковываются и выбрасываются. А на продукции, которая прошла фуксиновую проверку, ставится штамп предприятия, после чего она попадает на столы к живописцам.

Цех художественной росписи и сортировка

На предприятии работает порядка 50 живописцев. У каждого из них свой рабочий стол, за которым мастер наносит на изделие тот или иной рисунок. Работа это одновременно и творческая, и механическая, ведь, в отличие от художника, живописец пишет по образцу и ничего нового в узор практически не привносит. Основная задача живописца – качественно воспроизводить придуманный художником и утвержденный худсоветом рисунок. Хотя предлагать что-то свое вовсе не возбраняется – наоборот, если живописец придумывает какой-то нестандартный интересный ход, идущий на пользу изделию, это только приветствуется.

Узор наносится черной кобальтовой краской. Если вдруг у мастера дрогнула рука и рисунок необходимо исправить, это место осторожно соскабливается лезвием, после чего краска наносится еще раз. Закончив роспись, живописец ставит на изделии свою подпись – это делается, прежде всего, для контроля за качеством работы.

После того, как вещь расписали, ее покрывают глазурью и отправляют в камерную печь «высокого» обжига, где температура достигает 1350 градусов. Это один из самых ответственных этапов всей технологической цепочки. Расписанные глазурованные изделия осторожно устанавливаются на вагонетку и загоняются в печь размером с дачный домик.

Только теперь, после второго обжига изделие принимает знакомый нам сине-белый цвет (если фигурка подразумевает роспись золотом, она отправляется в специальный «золотой» цех, где после росписи ее ждет еще один обжиг). Теперь вещь попадает на сортировку, где ее тщательно проверяют на наличие трещин и другого брака, определяют сорт (первый, второй или третий – в зависимости от получившегося качества), проводят последнюю зачистку и упаковывают в коробку. Все – теперь изделие полностью готово и ждет своей очереди на отправку в магазин.

- Особенность всего гжельского промысла в том, – продолжает Татьяна Дмитриевна, – что на выходе изделия практически никогда не получаются идеально одинаковыми. Несмотря на то, что специалисты работают по четко прописанным инструкциям, мы все время наблюдаем те или иные отклонения от заданного стандарта. Это и неудивительно, ведь технологии сложнейшие, материал (фарфор) очень непредсказуем – никогда нельзя знать наверняка, как он себя поведет, например, при обжиге. Поэтому каждая получившаяся работа по-своему эксклюзивна и уникальна.

Если считать с момента литья, на изготовление одного изделия уходит как минимум две недели. Если же брать весь процесс в целом (с работой художника, со всеми утверждениями и согласованиями), то это может занять и месяц, и два. При всем при этом конечная стоимость изделия остается низкой, доступной практически каждому человеку.

На территории Гжельского фарфорового завода работает фирменный магазин, кроме того, у предприятия есть официальное представительство в Москве и интернет магазин на сайте www.efarfor.ru, где каждый может приобрести изделие, которое знают и ценят во всем мире. Однако если розничные магазины рассчитаны по большей части на туристов, в промышленных масштабах завод реализует свою продукцию через оптовых покупателей, которые, в свою очередь, распространяют сине-белые фигурки по всей России и за границу.

Гжельский фарфоровый завод является постоянным участником выставок народных художественных промыслов России. Его мощностей хватает, чтобы выполнять самые сложные и ответственные задачи государственного масштаба. Так, с сентября 2012 года завод Получил официальную лицензию и начал выпуск специальной коллекции с олимпийской символикой для XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи. Гордость коллекции – уникальные авторские талисманы «Сочи-2014», созданные в народных традициях лучшими мастерами завода. В январе этого года высокий уровень мастерства коллектива и нестандартный подход к выпуску лицензионной серии изделий Гжельского фарфорового завода был отмечен Организационным комитетом Олимпийских игр Дипломом «За быстрый старт».

Текст: А. Волчан
Фото предоставлены Гжельским фарфоровым заводом


Поделиться:

28.05.2013

Вернуться к списку новостей

  

Оставить отзыв

Заголовок:
Имя:
E-Mail:
Сообщение:
 

реклама

  • image
  • image
Google+