Люди в Раменском. Люди в Жуковском.

Александр Рожников: Вдохновение черпаю в родных местах!


Александр Рожников: Вдохновение черпаю в родных местах!

Рожников Александ Александрович
Заместитель начальника управления профессионального искусства, народного творчества и культурно-досуговой деятельности Министерства культуры Московской области
Дата рождения: 1960 год
Образование: : Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
Семейное положение: женат, двое детей, внучка
Хобби: музыка

Когда у знаменитого скульптора Эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти спросили: «Зачем вы стучите по этому камню?», он ответил: «Помогаю ангелу выбраться наружу». Сегодня мы в гостях у настоящего мастера, Скульптора с большой буквы Александра Александровича Рожникова. Заслуженный художник Российской Федерации, отмеченный множеством наград самого разного уровня, Александр Александрович пригласил нас в свою святая святых – мастерскую, где рождаются его шедевры, напоил чаем и рассказал о своем творческом и жизненном пути.

- Александр Александрович, есть такая пословица «где родился, там и пригодился». Это про Вас?

- Да, я родился и всю жизнь живу здесь, в Люберецком районе. Весь мой трудовой и творческий путь связан с Подмосковьем. Моя малая родина – поселок Красково. Я рос в многодетной семье, был шестым ребенком. Мать была рукодельница, певунья, отец – гармонист, первый парень на деревне. Великолепный слесарь-станочник, он вообще был мастером на все руки – мог, например, по звуку станка определить, где и на каком валу не хватает шестеренки. Уникальный человек.

- Как начинался Ваш творческий путь?

- В детстве я очень любил рисовать, особенно акварелью. В одиннадцать лет участвовал в школьном конкурсе, который проводила Московская областная газета. Конкурс был на лучший рисунок о животных в подмосковных лесах. Я нарисовал оленей, которых, видимо, и оценили в жюри. Мой рисунок был опубликован в газете, которую я до сих пор храню. А одно из первых воспоминаний, связанных именно со скульптурой, такое: во дворе нашего дома я слепил из снега большого двухметрового льва. Его залили водой, и лев простоял до поздней весны. На ледяную фигуру ходили смотреть из детских садов, школ. Для 14-летнего мальчишки это, конечно, был успех. Тогда пришло первое ощущение счастья от популярности (смеется). После школы я, как и все, пошел в армию – служил с 78-го по 80-ый год. В армии я окончательно для себя решил, что, вернувшись, буду поступать на художника. Хочу сказать огромное спасибо своим родителям, которые никогда не были против моего решения связать жизнь с творчеством. Наоборот, они были только «за». Когда я учился в шестом классе, к нам пришла новая классная руководительница, заядлая театралка. Анна Дмитриевна Филимонова привила мне любовь к прекрасному. За два года мы объездили, наверное, все детские спектакли, которые шли тогда в московских театрах. И родители, несмотря на то, что в многодетной семье денег по определению не хватает, всегда находили возможность выделить мне лишний рубль на театр и буфет. Ну, а какой театр без буфета? (смеется). Придя из армии, я собрался поступать в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (МГАХУ) на отделение художника-оформителя, но в Люберцах на тот момент не оказалось ни одной художественной школы-студии для взрослых, где бы я мог готовиться к поступлению. Зато была скульптурная студия во Дворце культуры, где я и прозанимался полгода. И, надо сказать, у меня сразу стало получаться. Это было тем более удивительно, что до 20 лет я не учился ни в одной художественной школе.

- Именно тогда Вы поняли, что скульптура – это Ваше?

- Да. Антонина Васильевна Кузнецова, наш преподаватель, внушила мне, что я талантлив, и посоветовала сразу поступать в ВУЗ. Я сдуру в это поверил (смеется) и со второго раза, в 1983 году, поступил на отделение скульптуры в академию имени С.Г. Строганова. Конкурс был достаточно большой – семь человек на место. Всего на отделение принимали пять человек в год, и я попал в эту пятерку счастливчиков. Авансом жизнь преподнесла мне вот такой подарок. Академию я окончил с отличием. В качестве диплома получил реальный заказ от военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева. Надо сказать, это была не первая выполненная мной работа. Еще будучи студентом, я изготовил для родной 55-й школы в Красково портретно-мемориальную доску нашему директору Николаю Алексеевичу Горохову, который руководил школой практически 30 лет. Конечно, я очень волновался, ведь принимали и оценивали мою работу педагоги, у которых я когда-то учился.

- Где Вы начинали работать?

- О, мой послужной список начинается с самых низов! Сразу после армии я устроился на художественно-оформительский комбинат в Текстильщиках. Взяли меня туда, правда, не художником, а грузчиком, обещав через два месяца перевести в ученики шрифтовика. Начальник цеха, Николай Николаевич Буховецкий, не обманул – когда в бригаде освободилось место, меня перевели на эту должность, и уже через несколько месяцев я получил второй разряд художника-исполнителя по росписи рекламы. Работа была хоть и тяжелой, но интересной. Это сейчас баннеры печатают в типографиях, а тогда все делалось вручную: сначала холст загрунтовывался сухими белилами, а потом уже темперными красками (краски на основе яичного желтка или клеевого раствора) наносился рисунок. А в 1982 году меня взяли в бригаду профессионалов, которая оформляла Красную площадь. Я непосредственно принимал участие в подготовке площади к праздникам на 7 ноября 1982 г., на 1 мая 1983 г. Мы делали панно на здания исторического музея и ГУМа, выводили гигантскими буквами «Народ и партия – едины», другие лозунги (смеется)… Помню, я маме показывал по телевизору: «Смотри, это твой сын рисовал!». И она, конечно, очень мной гордилась. В 1984 году, учась на втором курсе, я принимал участие в выставке в Манеже, где демонстрировались работы Московского областного отделения Союза художников СССР. Для меня, молодого художника, это был большой успех.

- Молодой многообещающий скульптор, с отличием окончивший один из лучших ВУЗов страны… Вас ждало большое будущее.

- Тогда я как-то об этом не задумывался. После окончания Строгановки в 1988 году, одним из моих первых заказов был памятник воинам-афганцам для города Киров в Калужской области. Заказчиком выступал горком комсомола. Я с энтузиазмом принялся за работу, и все шло замечательно, пока не наступил 1991 год. В стране началась революция. Партию отменили, комсомол отменили, и получилось так, что мой заказчик перестал существовать. Памятник войнам-афганцам, уже будучи на стадии изготовления в металле, просто «завис» в цехе. Я писал письма президенту, ездил в Белый дом, обивал пороги приемных, но так ничего и не добился – про памятник благополучно забыли. А самым тяжелым и страшным для меня был 1993 год. Мне исполнилось 33 года, возраст Христа. Представьте, я – талантливый скульптор, окончивший Вуз, меня переполняет множество идей, я хочу реализовываться, выплескивать свою энергию в работах – а тут не то что скульпторы, даже художники никому не нужны! Наступила эпоха безвременья, «лихие» 90-е.

- Приходили мысли сменить профессию?

- Получилось так, что моей второй профессией стала журналистика, я даже являюсь членом Союза Журналистов. Как это получилось? В 1994 году мой друг детства, Сергей Борисович Попов, пригласил меня на должность пресс-секретаря в частную охранную фирму «Правопорядок». Тогда в стране шли повальные сокращения в силовых структурах, и стало появляться много частных охранных предприятий. Фирма «Правопорядок» была одной из первых. Так вот, по приказу Совета Директоров компании мною была создана корпоративная газета, тираж которой иногда доходил до 2 млн. экземпляров.

- О чем писали в газете?

- Поскольку мы тесно сотрудничали с пресс-службой ГУВД Московской области, первая полоса «Правопорядка» всегда была посвящена работе милиции. Распространялась газета без помощи почты, своими силами. На тот момент количество сотрудников компании доходило до 2 тысяч человек, так что нам не составляло труда оперативно доставлять газету в любую точку города.

- Как дальше складывалась Ваша судьба?

- В 1995 году Сергей Борисович Попов прошел выборы в Государственную Думу, и я ушел работать его помощником. Так началась моя политическая карьера. В 1997 году я стал помощником Главы Люберецкого района по работе со СМИ и общественными организациями. Когда в 2001 году полномочия Главы закончились, я перешел на работу в Министерство культуры Московской области, где до сих пор и работаю. На данный момент занимаю должность заместителя начальника управления профессионального искусства, народного творчества и культурно-досуговой деятельности.

- Давайте вернемся к Вашему творчеству. У всех художников есть произведения, по которым их будут помнить всегда. Пожалуй, Ваши самые знаменитые работы – памятник А. А. Блоку и Л.Д. Менделеевой в усадьбе Тараканово, а также скульптурная композиция в г. Клин, посвященная композитору П.И. Чайковскому.

- Я бы не сказал, что это самые знаменитые мои работы. У каждого художника есть знаковые вещи, определяющие всю их дальнейшую судьбу, и первой такой работой для меня стал памятник воинам-интернационалистам в Люберцах (2000г.). Мне тогда исполнилось 40 лет, и в процессе работы над скульптурой в глубине души я понимал, что это моя первая по-настоящему значимая вещь. У меня произошел творческий выплеск, я представил памятник погибшим воинам-интернационалистам не в виде солдата с автоматом Калашникова, но в виде ангела, демонстрирующего нам чашу скорби. Впервые в жизни я создал скульптуру, полностью абстрагируясь от всего накопленного моими предшественниками и коллегами опыта.

- Признание Вас как художника пришло к Вам в зрелом возрасте. Самые знаменитые вещи созданы Вами в течение последних 10-15 лет.

- Наверное, одна из наиболее любимых работ – памятник Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Коломне (2007г.). Представляете, буквально в 15-ти метрах от памятника стоит 700-летняя колокольня, рядом набережная Москва-реки, Кремль… Это ведь самое сердце Коломны! Осознавать, что твоя работа находится в таком историческом месте – большое счастье для художника. Еще один мой памятник основателям Славянской письменности находится в Саратове, возле лингвистического корпуса Саратовского Государственного Университета. Памятник был выполнен в 2009 году по заказу Правительства Саратовской области. Здесь уже совершенно другая подача. У основания, на постаменте вы можете видеть звуковые изображения букв кириллицы («аз», «буки», «веди» и т.д.), которые издалека смотрятся как орнамент.

Одна из последних на сегодняшний день работ – памятник М.И. Кутузову, установленный 1 сентября 2012 года в Красной Пахре (Подольский муниципальный район), местечке, где в конце осени 1812 года располагался штаб русской армии. Несмотря на то, что Михаилу Илларионовичу на тот момент было 67 лет, я изобразил его бодрым, уверенно шагающим к победе человеком. Стремительность и напор композиции придает развевающийся за спиной героя широкий плотный плащ (согласно историческим источникам, в те месяцы как раз ударили первые морозы). Кстати, в продолжение кутузовской темы: в прошлом году я стал автором скульптурного воплощения премии губернатора Московской области «Бородино». В моем авторском исполнении статуэтка изображает сидящего полководца, который указывает рукой в направлении главного удара русской армии – на Запад.

- Созданию скульптуры предшествует какой-то процесс подготовки?

- Конечно. Я провожу много времени в музеях, консультируюсь со специалистами, изучаю исторические документы. Работая над историческими личностями, я очень большое значение уделяю реальному портретному сходству – мне кажется, потомкам мы должны представить героя таким, каким он был в расцвете сил.

- Сколько времени проходит от задумки памятника до воплощения его в бронзе?

- Всегда по-разному. Это зависит от сложности и размеров работы. Процесс это весьма трудоемкий. Памятник создается в три этапа: сначала готовится эскизный проект в десятом масштабе, затем рабочая модель в четвертом масштабе и, наконец, модель в натуральную величину. Грубо говоря, процесс создания масштабного памятника можно описать так: художник в мастерской лепит из глины всю композицию, затем с неё снимается форма и перевозится на комбинат художественного литья. Там уже все части отливаются в бронзе и свариваются между собой. Сколько времени может занять весь процесс зависит от размера скульптурной композиции.

- Какие темы Вам наиболее интересны как художнику: исторические, военные, юмористические?

- В последнее время мне очень нравится городская скульптура. Одна из моих работ в этом жанре – скамейка примирения в Видном (композиция изображает кошку с собакой, сошедшихся в дружеском объятии – редакция). Совсем недавно, 22 декабря, в государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова Мелихово был открыт памятник таксам Антона Павловича. Не секрет, что у писателя было две таксы, которых он назвал Бром Исаич и Хина Марковна. Примечательно, что сам писатель говорил о них так: «Не видел более уродливых собак, но какие же умные животные!» Теперь каждый год в сентябре там проходит фестиваль этих милых собачек, а я, как художник, воплотил их в бронзе: чеховские любимцы подбежали к картузу Антона Павловича, который тот по невнимательности забыл на камне (картуз, кстати, полностью повторяет реальный головной убор, который носил писатель). Вообще жанр городской скульптуры уже давно практикуется на Западе, а у нас это направление только входит в моду.

- Отдельная страница Вашего творчества – изготовление скульптурных символов самых разных премий, конкурсов и фестивалей.

- Да, можно сказать и так. Я являюсь автором скульптурных символов Международного фестиваля «Джаз Московия», Международного кинофестиваля военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж», всероссийского конкурса эстрадно-циркового искусства им. Б. Брунова «Ключ к успеху», Международного театрального фестиваля «Театр-информ», Международного фестиваля искусств «Человек с ружьем». Особняком в моем творчестве стоит проект под названием «Реинкарнация» – шуточное изображение в скульптуре российского политического бомонда. Геннадий Зюганов в рубище а-ля Лев Толстой пашет брусчатку на Красной площади (композиция называется «Последний герой»). Анатолий Чубайс в образе алхимика держит в руках лампочку Ильича. Юрий Лужков на пару с Валерием Шанцевым тащат неудобное тяжелое бревно, символизирующее собой Москву. Борис Громов, изображенный в образе былинного богатыря, поднимает кубок за погибших (композиция называется «Третий тост»). А композиция с Михаилом Прохоровым называется «В ожидании Ассоль» - намек на холостяцкое положение успешного бизнесмена.

- Как к Вам приходит идея памятника? Картинка возникает в голове, как вспышка, или Вы долго собираете ее по частям, подобно мозаике?

- Идея просто так, из ниоткуда, не приходит. В любом случае есть какое-то техническое задание, тема, от которой вы отталкиваетесь. Как пример могу привести созданную мной скульптуру, посвященную швейной машинке. Глава города Подольск попросил меня придумать какую-нибудь композицию с тем, чтобы впоследствии установить ее во дворике городского краеведческого музея. Подольск – родина швейной машинки. А что может делать швейная машинка? Она может шить. Например, скатерть. А почему не карту, ведь карта – это тоже скатерть? А на этой карте можно изобразить в объеме основные достопримечательности Подольска. Вот такой примерно ход мысли.

- Вы работает один, не берете учеников, подмастерьев?

- Всю творческую часть я делаю один. Во-первых, нет такого объема работ, чтобы требовался подмастерье. К тому же мне нравится все делать в одиночку. Вы не представляете, какое это удовольствие – создавать портрет исторического лица, которого нет с нами уже 200-300 лет! Это же высший пилотаж в скульптуре!

- А чье творчество в скульптуре является для Вас эталоном?

- Творчество великого французского мастера Огюста Родена, одного из родоначальников современной скульптуры.

- Над чем Вы работаете в настоящее время?

- Заканчиваю памятник Светлейшему Князю генерал-лейтенанту Д.А. Голицыну, герою войны с Наполеоном. Скульптура будет установлена на территории усадьбы Голицыных в поселке Большие Вяземы (Одинцовский район), где сегодня расположен Московский областной государственный музей Александра Сергеевича Пушкина. Кроме того, сейчас я работаю над 15-метровым памятником, который посвящен павшим в годы Великой Отечественной войны воинам. В 2015 году, на 70-летие Победы, мы планируем установить его в Химках.

- Как человек творческий, Вы, наверное, очень любите путешествовать?

- Люблю, но еще больше люблю возвращаться домой. Мне очень нравится место, где я живу. К сожалению, с легкой руки одного журналиста, Люберцы – сплошной бандитский город. Я категорически не согласен с такой подачей! Нельзя просто так взять и оскорбить тысячи замечательных людей. А ведь с Люберцами связано множество талантливых, известнейших людей. Это и Александр Барыкин, великолепный композитор, это лидер группы «Любэ» Николай Расторгуев, это Николай Шмаков двукратный чемпион Мира и Шамиль Хисамутдинов, олимпийский чемпион по греко-римской борьбе, и множество других замечательных людей. Я считаю, мне повезло родиться именно здесь. У нас ведь знаменитые места! Антон Павлович Чехов написал своих «Злоумышленников» именно в Красково, у Валериана Владимировича Куйбышева, знаменитого революционера, в этих местах была дача, на которую часто приезжали Владимир Маяковский, Сергей Есенин и другие поэты. По легенде, Левитан делал этюды к «Золотой осени» именно здесь, у реки Пехорка, а в летнем театре в Малаховке (который, правда, потом сгорел) пел Федор Иванович Шаляпин – это исторический факт.

- Александр Александрович, Вы награждены множеством медалей, грамот. Какие из них наиболее значимы для Вас?

- Я бы выделил четыре из них. Это медаль «За заслуги перед Люберецким районом», медаль «За заслуги перед Московской областью», знак заслуженного художника Российской Федерации, подписанный президентом В.В. Путиным, и, наиболее значимая для меня награда, Золотая медаль Российской академии художеств, полученная мною из рук Зураба Константиновича Церетели.

- Вы – автор официального герба Люберецкого района.

- Действительно, в 1997 году я выиграл конкурс на создание герба района. В центре его – Георгий Победоносец, обозначающий принадлежность района к Московской области. На синем поле цветет аленький цветочек – это означает, что город Люберцы цветет и развивается. Лепестки цветка (их пять), в свою очередь, символизируют человека – голова, руки и ноги. Каждый лепесток в отдельности обозначает ту или иную сторону жизни города: шестеренка и пшеничный колос – промышленность и сельское хозяйство, вечный огонь с венком – память прошлого и уважение к ветеранам, рука с гантелей – наш спорт, арфа – наша культура. Венчает же всю композицию символ энергии.

- Будучи высокопоставленным чиновником, как Вы совмещаете кабинетную работу с активной творческой деятельностью? Возникают ли у вас муки творчества, о которых так часто говорят люди искусства?

- Я работаю в своем профильном министерстве и занимаюсь вопросами, в которых мне, как художнику, все ясно и понятно. Что касается мук творчества, то этого я вообще не понимаю. Люди, которые об этом много рассуждают – кокетничают. Какие муки творчества? Наоборот – это огромное удовольствие!

- Чем Вы занимаетесь в свободное от работы и творчества время?

- Люблю посидеть с гитарой, спеть что-нибудь. В молодости я 12 лет был лидером ансамбля под названием «Арсенал». Играли в ресторанах, работали на свадьбах, юбилеях, выпускных…

- Что Вы можете посоветовать молодым ребятам, которые, возможно, собираются стать скульпторами, но по тем или иным причинам сомневаются?

- Никогда не угадаешь, где найдешь, где потеряешь. Если есть желание, надо готовиться и поступать. А жизнь потом сама вырулит куда надо.

- В марте мы традиционно поздравляем наших женщин с праздником весны. Можно услышать поздравление от Рожникова?

- Пользуясь случаем, а также в силу того, что меня постоянно окружают красивые женщины, хочу сказать: дорогие девочки, все, что я делаю, я делаю для вас! Для своей жены, дочери, внучки, коллег по работе! Любимые женщины, пусть вас всегда окружает счастье, а совершеннолетних – дееспособные мужчины (смеется)!

- Александр Александрович, спасибо за интересный разговор.

Текст: Александр Волчан
Фото: из личного архива
А.А. Рожников

Поделиться:

05.03.2013

Вернуться к списку интервью

  

Оставить отзыв

Заголовок:
Имя:
E-Mail:
Сообщение:
 
Поделиться:

реклама

    • image
    • image
Google+